Соотношение налоговой и уголовной ответственности
Уголовной ответственности подлежат только физические лица (ст. 19 УК РФ).
В случае совершения физическим лицом деяния, содержащего признаки как налогового правонарушения, так и преступления, материалы дела направляются налоговым органом в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 3 ст. 32 НК РФ). После вынесения в отношении лица обвинительного приговора налоговый орган отменяет решение о привлечении его к налоговой ответственности. Отказ в возбуждении уголовного дела, его прекращение или вынесение в отношении лица оправдательного приговора не освобождает его от налоговой ответственности (см. п. 15.1 ст. 101 НК РФ).
Привлечение организации к налоговой ответственности не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от уголовной ответственности (п. 4 ст. 108 НК РФ).
В частности, к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов (сборов) с организации (ст. 199 УК РФ) могут быть привлечены:
- руководитель организации-налогоплательщика;
- главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов;
- иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий.
Кроме того, к числу субъектов данного преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера). Следует учитывать, что уголовной ответственности за это преступление подлежат и иные лица, выступавшие при его совершении в качестве соучастников (организаторов, подстрекателей или пособников) (см. п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления").
Федеральным законом от 22.10.2014 N 308-ФЗ изменен порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, предусмотренным ст.ст. 198-199.2 УК РФ. С этой даты (22.10.2014) поводом для возбуждения уголовного дела могут стать не только материалы налогового органа, но и заявление гражданина (например, работника организации), сообщения, полученные из иных источников (например, от организации-контрагента, СМИ), постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной (ст. 140 УПК РФ). Таким образом, следователи опять могут самостоятельно возбуждать дела по налоговым преступлениям, как это было до 2011 года.
Так, при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, следователь, не позднее 3-х суток с момента поступления соответствующего сообщения (о совершенном или готовящемся преступлении) направляет в вышестоящий налоговый орган его копию с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки (ч. 7 ст. 144 УПК РФ).
По результатам рассмотрения материалов налоговый орган не позднее 15-ти календарных дней выполняет следующие действия. Направляет заключение о нарушении законодательства и о правильности предварительного расчета, если указанные в сообщении обстоятельства были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено решение, а также информацию о его обжаловании или о приостановлении исполнения. Информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу. Направляет следователю данные об отсутствии сведений о нарушении законодательства, если указанные в сообщении обстоятельства не были предметом исследования в рамках проверки (ч. 8 ст. 144 УПК РФ).
При этом при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления, предусмотренных ст.ст. 198-199.1 УК РФ, следователем может быть возбуждено уголовное дело до получения из налогового органа соответствующего заключения или информации (ч. 9 ст. 144 УПК РФ).
Тема
Соотношение налоговой и иной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах
См. также
Соотношение налоговой и административной ответственности
Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ)
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ)
Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах