Порядок проведения экспертизы при осуществлении мероприятий налогового контроля
В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, налоговые органы вправе привлекать эксперта (пп. 11 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 95 НК РФ). Порядок привлечения эксперта определен в ст. 95 НК РФ.
Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. При этом вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта (п. п. 1, 2 ст. 95 НК РФ).
На основании п. 3 ст. 95 НК РФ экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, если иное не предусмотрено НК РФ. Исходя из данной нормы можно сделать вывод, что назначение экспертизы возможно не только в рамках выездной проверки, но и в иных случаях, предусмотренных НК РФ. В частности, на возможность привлечения эксперта прямо указано в НК РФ в следующих случаях:
- при проведении ФНС России проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (п.п. 1, 4 ст. 105.17 НК РФ);
- в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки (п. п. 4 и 6 ст.101 НК РФ);
- в ходе рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля (п. 7 ст. 101.4 НК РФ);
Также налоговый орган вправе на основании абз. 4 п. 8 ст. 262 НК РФ назначить экспертизу отчета о выполненных НиОКР (отдельных этапах работ), представляемого налогоплательщиками вместе с декларацией по налогу на прибыль для подтверждения права применения коэффициента 1,5 по таким расходам.
Форма постановления о назначении экспертизы утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.
В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта (п. 3 ст. 95 НК РФ).
Должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, должно ознакомить проверяемое лицо с этим постановлением и разъяснить его права, о чем составляется протокол, форма которого также утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@. При проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков ознакомить с постановлением о назначении экспертизы должны ответственного участника этой группы (п. 6 ст. 95 НК РФ). Форма протокола об ознакомлении проверяемого лица с этим постановлением утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.
Проверяемое лицо при назначении и производстве экспертизы имеет право (п. 7 ст. 95 НК РФ):
- заявить отвод эксперту;
- просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;
- представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;
- присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
- знакомиться с заключением эксперта.
В случае удовлетворения заявления проверяемого лица об отводе эксперта; удовлетворении просьбы о назначении эксперта из числа лиц, указанных проверяемым лицом; представления проверяемым лицом дополнительных вопросов для получения по ним заключения эксперта, в постановление о назначении экспертизы вносятся соответствующие изменения.
Рекомендуемая форма постановления о внесении изменений в постановление о назначении экспертизы приведена в приложении N 2 к письму ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837@ "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками" (далее - письмо N АС-4-2/12837@).
Заключение эксперт дает в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение (п. 8 ст. 95 НК РФ).
Эксперт может отказаться от дачи заключения, если представленные ему материалы, относящиеся к предмету экспертизы, являются недостаточными, или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы. Отказ от дачи заключения оформляется в виде письменного сообщения о невозможности дать заключение.
Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы (п. 9 ст. 95 НК РФ).
При удовлетворении просьбы проверяемого лица о постановке дополнительных вопросов эксперту, в постановление о назначении экспертизы вносятся соответствующие изменения.
В случае недостаточной ясности или полноты заключения назначается дополнительная экспертиза, которая поручается тому же или другому эксперту.
Дополнительная экспертиза проводится только в отношении тех вопросов, которые полностью или частично оставлены без ответа в заключении эксперта либо ответы по которым должны быть уточнены на основе дополнительного исследования.
Если заключение эксперта необоснованно или вызывает сомнение в правильности, должностное лицо налогового органа вправе назначить повторную экспертизу. Например, если выявляются существенные несоответствия между этим заключением и иной информацией о проверяемом налогоплательщике, которой располагает налоговый орган, либо другие обстоятельства, дающие основания полагать, что данное заключение является необоснованным. Проведение повторной экспертизы предполагает новое исследование вопросов, составлявших предмет первоначальной экспертизы, и поручается другому эксперту.
Дополнительная и повторная экспертизы назначаются с соблюдением требований, предусмотренных ст. 95 НК РФ (п. 10 ст. 95 НК РФ, п. 10.5 письма N АС-4-2/12837@).
Нарушение должностными лицами налоговых органов порядка проведения экспертизы и прав налогоплательщика при ее проведении может привести:
- к признанию заключения эксперта ненадлежащим доказательством на основании п. 4 ст. 101 НК РФ;
- к признанию существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и, как следствие, привести к отмене вынесенного по результатам проверки решения в соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ.
Основанием для признания заключения эксперта ненадлежащим доказательством по делу суды признают случаи, когда:
- неверно оформлено постановление о проведении экспертизы, в частности, указана фамилия эксперта, не проводившего экспертизу (постановления ФАС Поволжского округа от 28.06.2011 N Ф06-5074/11, ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.2010 по делу N А03-5925/2009);
- налоговый орган до начала проведения экспертизы не ознакомил общество с постановлением о ее назначении и не разъяснил проверяемому лицу права, предусмотренные п. 7 ст. 95 НК РФ (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.05.2010 по делу N А45-18103/2009).
В свою очередь, непредъявление налоговым органом заключения эксперта проверяемому лицу может послужить основанием для признания решения о привлечении к налоговой ответственности недействительным как вынесенного с нарушением положений НК РФ (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 20.12.2010 по делу N А27-16300/2009, ФАС Поволжского округа от 02.05.2012 N Ф06-2453/12).
Темы
Экспертиза при проведении камеральной налоговой проверки
Экспертиза при проведении выездной налоговой проверки
Формы документов
Заявление о представлении эксперту дополнительных вопросов при производстве экспертизы
Заявление об отводе эксперта при назначении и производстве экспертизы
Ходатайство о назначении эксперта из числа указанных лиц при производстве экспертизы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах