Ознакомление налогоплательщика с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя, а также знакомиться со всеми материалами дела (включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля) и давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки. При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки вправе участвовать представители ответственного участника этой группы, других участников такой группы (абз. 2 п. 2, абз. 1 п. 4 ст. 101 НК РФ).
На сегодняшний день процедура ознакомления налогоплательщика с материалами налоговой проверки, а также документами, полученным по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, урегулирована нормами НК РФ. Соответствующие поправки внесены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ, вступившим в силу 2 июня 2016 года, и применяются при вынесении решений по результатам налоговых проверок, завершенных после этой даты.
Со 2 июня 2016 года на основании обновленной нормы абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля налогоплательщик или его представитель вправе в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений, то есть:
- в течение 1 месяца со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ);
- в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, указанного в соответствующем решении налогового органа, вынесенного по результатам рассмотрения (п. 6.1 ст. 101 НК РФ)
Для реализации своего права на ознакомление с материалами проверки необходимо подать в налоговый орган соответствующее заявление.
Не позднее 2-ух дней со дня подачи такого заявления налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля.
Ознакомление проводится на территории налогового органа.
При этом в п. 2 ст. 101 НК РФ закреплена возможность ознакомления с такими материалами не только путем их визуального осмотра, но также путем изготовления выписок и снятия копий. Ранее налогоплательщикам не всегда удавалось реализовать желание снять копии с имеющихся в деле документов несмотря на официальные разъяснения о том, что право на ознакомление налогоплательщика с материалами проведенной налоговой проверки может включать снятие копий соответствующих материалов (см. письма Минфина России от 22.05.2013 N 03-02-07/1/18189 и ФНС России от 07.08.2015 N ЕД-4-2/13890, а также постановления Восьмого ААС от 01.11.2016 N 08АП-11112/16, от 14.06.2016 N 08АП-4743/16).
По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со ст. 99 НК РФ. Рекомендуемая форма протокола приведена в письме ФНС России от 07.08.2013 N СА-4-9/14460.
До 2 июня 2016 года специальные сроки для ознакомления с материалами проверки и допмероприятий налогового контроля НК РФ не были установлены, как не были установлены и сроки подготовки проверяемым лицом возражений по результатам допмероприятий налогового контроля. До этой даты в абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ была предусмотрена лишь обязанность налогового органа ознакомить лицо (его представителя), в отношении которого проводилась налоговая проверка, с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля не позднее двух дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки. Причем такая обязанность возникала в случае подачи этим лицом заявления об ознакомлении с материалами дела.
Поэтому срок для ознакомления налогоплательщика с материалами по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля и представления возражений определялся руководителем (заместителем руководителя) налогового органа с учетом фактических обстоятельств, включая количество указанных материалов и их объем (письма Минфина России от 26.09.2011 N 03-02-07/1-342 и от 26.10.2011 N 03-02-08/112, ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309 (вопросы 13, 18, 19)).
Если срок, определенный налоговым органом для представления возражений, налогоплательщик считал недостаточным, он вправе был ходатайствовать о его продлении.
Поскольку оценка фактических обстоятельств в этом случае носила субъективный характер, вопрос о сроке ознакомления налогоплательщика с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля вызывал много судебных споров.
Так, например, ознакомление налогоплательщика с материалами допмероприятий непосредственно в день их рассмотрения судьи расценивали как лишение налогоплательщика возможности реализовать право на представление возражений, отменяя при этом решение налогового органа (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.06.2012 N Ф02-1811/12, ФАС Северо-Кавказского округа от 04.08.2011 N Ф08-4363/11).
Отменить решение инспекции судьи могли и в случае, когда рассмотрение материалов дополнительных мероприятий проводилось на следующий день после ознакомления с ними налогоплательщика (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.09.2010 по делу N А19-3820/10).
Вместе с тем к такому выводу судьи приходили не всегда. Президиум ВАС в постановлении от 08.11.2011 N 15726/10 указал, что для признания факта нарушения существенных условий процедуры налоговой проверки, выразившегося в отсутствии у налогоплательщика возможности ознакомиться с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля и представить соответствующие возражения, недостаточно указания на наличие у него такого права. Суду надлежит выяснить, о каких документах и информации идет речь, каким образом подобная информация влияет на первоначальные выводы налогового органа, зафиксированные в акте выездной налоговой проверки.
В рассматриваемом ВАС РФ деле налогоплательщик был ознакомлен с материалами встречной проверки по конкретной сделке, проведенной в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, в день итогового рассмотрения материалов налоговой проверки. Высшие арбитры пришли к выводу, что, поскольку налогоплательщик возражений относительно содержания материалов дополнительных мероприятий не заявлял и фактически ранее обладал соответствующей информацией, у судов отсутствовали основания для признания факта нарушения прав и законных интересов общества, влекущего безусловную отмену принятого инспекцией решения.
А в постановлении от 21.09.2012 N Ф04-4511/12 ФАС Западно-Сибирского округа признал необоснованным довод общества о необеспечении реальной возможности для предоставления возражений по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в ситуации, когда на представление возражений налоговым органом был предоставлен 1 день. Основанием для такого вывода послужил тот факт, что общество не заявило о недостаточности времени на подачу возражений ни до ознакомления с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля, ни после их ознакомления. Причем ВАС РФ определением от 30.01.2013 N ВАС-57/13 отказал в передаче указанного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах