Вычеты НДС налоговыми агентами - покупателями имущества должников (банкротов) до 31 декабря 2014 года
С 1 января 2015 года операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ несостоятельными (банкротами), не признаются объектом налогообложения НДС (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ), п. 4.1 ст. 161 НК РФ утрачивает силу.
Согласно п. 4.1 ст. 161 НК РФ при реализации на территории РФ имущества должников, признанных в соответствии с законодательством РФ банкротами, налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога. Налоговыми агентами признаются покупатели такого имущества и (или) имущественных прав, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.
В соответствии с п. 3 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со ст. 173 НК РФ покупателями - налоговыми агентами (за исключением налоговым агентов, осуществляющих операции, указанные в пунктах 4 и 5 ст. 161 НК РФ), состоящими на учете в налоговых органах и исполняющими обязанности налогоплательщика НДС.
Положения п. 3 ст. 171 НК РФ применяются при условии, что товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены налоговым агентом для целей, указанных в п. 2 ст. 171 НК РФ, и при их приобретении он уплатил НДС в установленном порядке.
В силу п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих уплату сумм НДС, удержанного налоговыми агентами, после принятия на учет услуг на основании соответствующих первичных документов.
Однако согласно п. 3 ст. 168 НК РФ счета-фактуры обязаны составлять указанные в пунктах 2 и 3 ст. 161 НК РФ налоговые агенты (организации и ИП, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, арендующие у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления федеральное имущество, имущество субъектов РФ и муниципальное имущество, а также приобретающие казенное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, муниципальными предприятиями и учреждениями). В отношении налоговых агентов, поименованных в п 4.1 ст. 161 НК РФ, обязанность составлять счета-фактуры при приобретении имущества должников, признанных банкротами, не предусмотрена ни ст. 168 НК РФ, ни постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 1137).
Поскольку в отношении налоговых агентов, поименованных в п. 4.1 ст. 161 НК РФ, обязанность составлять счета-фактуры при приобретении имущества банкротов, не установлена, уплаченные ими суммы НДС принимаются к вычету на основании документов, подтверждающих уплату налога в бюджет (см. письма Минфина России от 29.02.2012 N 03-07-09/15, от 28.11.2011 N 03-07-09/43). По мнению Минфина России (см. письмо от 28.11.2011 N 03-07-09/43), составление налоговыми агентами счетов-фактур в отношении сумм НДС, уплаченных ими при приобретении имущества и (или) имущественных прав должников (банкротов), в целях применения налоговых вычетов не является основанием для отказа налоговыми органами в осуществлении такого вычета.
Итак, покупатель имущества должников, выступающий в роли налогового агента, имеет право на вычет НДС при соблюдении условий:
- налоговый агент состоит на учете в налоговых органах и исполняет обязанности налогоплательщика НДС. Если покупатель имущества уплачивает ЕНВД или ЕСХН, применяет УСН либо освобожден от уплаты НДС, то НДС он не сможет принять к вычету;
- имущество приобретено для операций, признаваемых объектом налогообложения НДС;
- наличие документов, подтверждающих факт оплаты НДС;
- наличие первичных документов, подтверждающих факт принятия имущества (имущественных прав) к учету.
Минфин России в письме от 29.02.2012 N 03-07-11/54 разъяснил, что суммы НДС, уплаченные налоговым агентом при приобретении имущества должников-банкротов, могут быть включены в налоговые вычеты в налоговом периоде, следующем за налоговым периодом, за который представлена налоговая декларация с отраженной в ней суммой НДС, подлежащей уплате в бюджет в отношении указанного имущества, после фактической уплаты налога.
Вместе с тем, рекомендуем ознакомиться с письмами ФНС России от 10.07.2014 N ГД-4-3/13426@, от 29.01.2014 N ГД-4-3/1430, от 06.02.2014 N ГД-4-3/1913@. В п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 11 указано на то, что применяя правило п. 4.1 ст. 161 НК РФ цена, по которой имущество должника было реализовано, подлежит перечислению полностью (без удержания НДС) покупателем имущества должнику или организатору торгов, а также организатором торгов - должнику; эта сумма распределяется по правилам статей 134 и 138 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ). При этом отмечается, что исходя из положений ст. 163 и п. 4 ст. 166 НК РФ, налог на добавленную стоимость в отношении операций по реализации имущества (в том числе предмета залога) должника, признанного банкротом, исчисляется должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается в сроки, установленные п. 1 ст. 174 НК РФ, с учетом того, что требование об уплате названного налога согласно абзацу пятому п. 2 ст. 134 Закона N 127-ФЗ относится к четвертой очереди текущих требований.
Пунктом 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, утвержденного постановлением Пленума ВАС РФ от 05.06.1996 N 7, предусмотрено, что со дня размещения Постановления Президиума ВАС РФ в полном объеме на сайте ВАС РФ практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, для арбитражных судов считается определенной. Аналогичные правила применяются при установлении даты, когда считается определенной практика применения законодательства по вопросам, разъяснения по которым содержатся в постановлениях Пленума и информационных письмах Президиума ВАС РФ. Таким образом, постановления Пленума и Президиума ВАС РФ для налоговых органов являются сложившейся судебной практикой, которой налоговым органам следует руководствоваться при рассмотрении вопроса о целесообразности доначисления сумм НДС в рассматриваемом случае.
Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571, доведенном до налоговых органов письмом ФНС России от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097@. Так, в нем указано, что в случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ, Верховного Суда РФ, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети "Интернет" либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.
Таким образом, при реализации имущества должника, признанного банкротом, исчисление и уплата в бюджет НДС производится налогоплательщиком-должником. При этом вычеты сумм НДС, предъявленных налогоплательщиком-должником покупателю при приобретении им имущества у должника, производятся покупателем в порядке, установленном статьями 171 и 172 НК РФ, то есть на основании счета-фактуры, после принятия на учет приобретенного имущества и при наличии соответствующих первичных документов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах