Земельный налог. Участки, изъятые из оборота
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с п. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами:
- государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ);
- зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, военные суды;
- объектами организаций ФСБ, органов государственной охраны, учреждений и органов ФСИН (см. письмо Минфина России от 22.04.2013 N 03-05-04-02/13683);
- объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ (см. письма Минфина России от 16.09.2010 N 03-05-05-02/70, от 12.08.2010 N 03-05-05-02/61);
- объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
- воинскими и гражданскими захоронениями;
- нженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, является Минэкономразвития России. В связи с этим по вопросам применения ЗК РФ в части признания земель ограниченными в обороте либо изъятыми из оборота в целях применения положений НК РФ представители контролирующих органов рекомендуют обращаться в Минэкономразвития России (см. письма ФНС России от 25.04.2014 N БС-3-1/11572@, Минфина России от 30.03.2010 N 03-05-05-02/19, от 14.03.2008 N 03-05-04-02/18, от 20.03.2007 N 03-05-05-02/12).
Для исключения из объектов налогообложения по земельному налогу участков, изъятых из оборота, достаточно подтвердить наличие на участке объекта, находящегося в федеральной собственности. При этом не имеет значение категория земельного участка и его целевое назначение (cм. письмо Минэкономразвития России от 13.03.2007 N Д08-840). Однако если объекты недвижимости фактически будут использованы для иных задач, не связанных с целями, позволяющими признать земельный участок исключенным из оборота, то это является основанием для признания участка объектом налогообложения земельным налогом. См. письма Минфина России от 30.03.2010 N 03-05-05-02/19, Минэкономразвития России от 16.03.2010 N Д23-877.
Отметим, что до 1 января 2013 года в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ не признавались объектом налогообложения земельным налогом участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Для указанных объектов, с 1 января 2013 года облагаемых земельным налогом, в п. 1 ст. 394 НК РФ установлена льготная предельная ставка, равная 0,3% их кадастровой стоимости. См. также письма Минфина России от 16.09.2013 N 03-05-05-02/38212, от 17.04.2013 N 03-05-04-02/13163, от 14.01.2013 N 03-05-04-04/01, от 25.12.2012 N 03-05-05-02/125.
Из письма ФНС России от 01.10.2013 N БС-4-11/17620@ можно сделать вывод, что по такой льготной ставке облагаются также земли, используемые для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, принадлежащие коммерческим организациям. Однако в письмах ФНС России от 28.04.2015 N БС-4-11/7378@, Минфина России от 11.12.2013 N 03-05-05-02/54346 указано, что при исчислении земельного налога в отношении участков, принадлежащих (коммерческой) организации на праве собственности и используемых ею для выполнения задач в области обороны и безопасности, не может применяться льготная налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3% кадастровой стоимости, поскольку такие участки не относятся к землям, ограниченным в обороте. Эта позиция поддерживается и в определении ВАС РФ от 25.11.2013 N ВАС-16014/13.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах