Объект обложения транспортным налогом
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ транспортные средства (далее также - ТС), а именно автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
Исходя из этого определения транспортные средства можно подразделить на:
- наземные ТС (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани);
- воздушные ТС, к которым относятся самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства;
- водные ТС, к которым относятся теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства.
Перечни воздушных и водных транспортных средств являются открытыми и для их определения необходимо использовать термины и понятия, определенные в соответствующих отраслях законодательства.
Таким образом, объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке, независимо от фактической эксплуатации транспортного средства. Соответственно, ТС, не зарегистрированные в установленном порядке, объектом обложения транспортным налогом не являются (см. письма Минфина России от 01.08.2011 N 03-05-05-04/18, от 05.07.11 N 03-05-05-01/51, вопрос 5 письма УФНС по Московской области от 07.02.2006 N 19-42-И/0127). Аналогичного мнения придерживаются и суды (см., например, определение КС РФ от 14.12.2004 N 451-О, постановления ФАС Московского округа от 08.12.2008 N КА-А40/10120-08, ФАС Центрального округа от 25.04.2006 N А48-1284/05-19, от 03.04.2006 N А68-АП-279/12-05, ФАС Уральского округа от 06.03.2006 N Ф09-1150/06-С1, ФАС Волго-Вятского округа от 30.01.2006 N А43-16227/2005-35-548).
При этом ряд судов придерживается иной точки зрения, согласно которой уклонение от регистрации транспортных средств, подлежащих обязательной регистрации, не освобождает владельцев таких транспортных средств от уплаты налога. Следовательно, такие транспортные средства являются объектом обложения транспортным налогом. См. постановления Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 N 14341/11, ФАС Московского округа от 07.05.2008 N КА-А40/3514-08, от 31.05.2006 N КА-А41/4543-06, Западно-Сибирского округа от 28.08.2007 N Ф04-5734/2007.
См. также определение Верховного Суда РФ от 29.10.2014 N 301-КГ14-2926, в котором отмечено, что недобросовестное уклонение от регистрации ТС не освобождает от уплаты налога, но недобросовестность должна доказать налоговая. Непостановку на учет в ГИБДД купленных ТС в течение пары месяцев назвать сознательным уклонением можно едва ли, тем более, что они в это время все равно не могут эксплуатироваться в качестве ТС.
Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено (см. также письмо Минфина России от 05.07.2013 N 03-05-06-04/26030, постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 N 12223/10). Вместе с тем, в определении СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 17.02.2015 N 306-КГ14-5609 указано, что в случае полного уничтожения ТС отсутствуют характеристики, соответствующие объекту налогообложения транспортным налогом в силу положений статей 38 и 358 НК РФ. При невозможности снятия такого ТС с регистрационного учета по независящим от владельца объективным причинам объект налогообложения транспортным налогом отсутствует с момента списания ТС с учета собственником.
Пунктом 2 ст. 358 НК РФ определен перечень транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения:
1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с.;
2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
3) промысловые морские и речные суда;
4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством РФ предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы (см. письмо Минфина России от 11.10.2013 N 03-05-04-04/42595);
9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
10) с 1 января 2014 года - морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.
Определения отдельных видов транспортных средств, а также другие используемые в главе 28 НК РФ термины приведены в Разделе II Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 (применяются в части, не противоречащей НК РФ).
Тема
См. также
Транспортный налог. Регистрация транспортных средств
Налоговая база по транспортному налогу
Освобождение от обложения налогом транспортных средств, используемых инвалидами
Освобождение от обложения транспортным налогом промысловых судов
Освобождение от обложения транспортным налогом сельхозтехники
Освобождение от обложения налогом "военных" транспортных средств
Освобождение от обложения налогом транспортных средств, находящихся в розыске
Освобождение от транспортного налога весельных и моторных лодок
Налоговые преференции по транспортному налогу (льготы, необлагаемые транспортные средства и пр.)
Энциклопедия судебной практики
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах