Освобождение от НДС страховых услуг, а также услуг по негосударственному пенсионному обеспечению НПФ
Согласно пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховщиками, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами (далее - НПФ) освобождается от налогообложения НДС.
Налоговый кодекс РФ к операциям по страхованию, сострахованию и перестрахованию относит операции, в результате которых страховщик получает:
- страховые платежи (вознаграждения) по договорам страхования, сострахования и перестрахования, включая страховые взносы, выплачиваемую перестраховочную комиссию (в том числе тантьему);
- проценты, начисленные на депо премии по договорам перестрахования и перечисленные перестрахователем перестраховщику;
- страховые взносы, полученные уполномоченным страховщиком, заключившим в установленном порядке договор сострахования от имени и по поручению страховщиков;
- средства, полученные страховщиком в порядке суброгации, от лица, ответственного за причиненный страхователю ущерб, в размере страхового возмещения, выплаченного страхователю. Как разъясняют контролирующие органы, по данному основанию не подлежат налогообложению НДС денежные средства, полученные страховщиком - перестрахователем в порядке суброгации, от лица, ответственного за причиненный страхователю ущерб, в размере страхового возмещения, выплаченного этим страховщиком страхователю (см. письма ФНС России от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@, от 10.08.2005 N 03-1-03/1372/10);
- средства, полученные страховщиком по заключенному в соответствии с законодательством РФ и об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств соглашению о прямом возмещении убытков от страховщика, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред;
- целевые средства, получаемые страховыми медицинскими организациями - участниками обязательного медицинского страхования от ТФ ОМС в соответствии с договором о финансовом обеспечении ОМС;
- средства, получаемые страховыми медицинскими организациями - участниками обязательного медицинского страхования от ТФ ОМС и предназначенные на расходы на ведение дела по ОМС в соответствии с договором о финансовом обеспечении ОМС (в пределах норматива, установленного законодательством РФ об обязательном медицинском страховании);
- средства, получаемые страховыми медицинскими организациями - участниками обязательного медицинского страхования от ТФ ОМС, являющиеся вознаграждением за выполнение действий, предусмотренных договором о финансовом обеспечении ОМС.
Налогоплательщики, осуществляющие операции, указанные в пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе отказаться от применения освобождения от налогообложения НДС (п. 5 ст. 149 НК РФ).
Для применения льготы, предусмотренной пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ, страховые организации, пенсионные фонды должны иметь соответствующие лицензии (п. 6 ст. 149 НК РФ, п. 5 ст. 4, ст. 32 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации", ст. 7.1 Закона РФ от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", пункты 9, 11 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Судебная практика свидетельствует о том, что отсутствие лицензии при использовании освобождения от НДС может привести к спору с налоговыми органами. Например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 23.06.2005 N А05-24618/04-12 рассматривалась следующая ситуация. Основным видом деятельности страховой компании являлось осуществление добровольного и обязательного медицинского страхования, на что имелась соответствующая лицензия, дополнительно организация заключала договоры по перестрахованию, лицензии на данный вид деятельности не имелось. В связи с чем, по мнению налоговых органов, организация, выступающая перестраховщиком без соответствующей лицензии, не имела права использовать льготу, установленную пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ. Однако суд указал, что страховая организация, имеющая необходимые лицензии на осуществление добровольного и обязательного медицинского страхования и фактически осуществлявшая эти виды страхования, была вправе без лицензии заключать договоры перестрахования. В силу чего применение льготного режима налогообложения являлось правомерным.
Освобождая от налогообложения стоимость услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию, оказываемых страховыми организациями, НК РФ определяет закрытый перечень льготируемых операций (пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ). Следовательно, если страховая организация осуществляет операции, в результате которых получает денежные средства, не перечисленные в пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ, то они облагаются НДС. Например, по мнению налоговых органов, дополнительная плата, взимаемая страховщиком при выдаче дубликата страхового медицинского полиса, подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке (см. письмо МНС России от 22.07.2003 N ВГ-6-03/807). Операции по передаче активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, также облагаются НДС (см. письмо Минфина России от 25.04.2007 N 05-04-05/203636). В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.01.2005 N А33-6465/04-С3-Ф02-5675/04-С1 суд подтвердил позицию налоговых органов о неправомерности применения льготы в части реализации имущества, приобретенного с целью размещения страховых резервов. Доходы, полученные от реализации такого имущества, не являются доходом, полученным страховой организацией от размещения страховых резервов, следовательно, операции по реализации такого имущества подлежат обложению НДС на общих основаниях.
Кроме того, из разъяснений контролирующих органов следует, что не облагаются НДС:
- вознаграждение, возвращаемое агентом принципалу - страховой компании при расторжении договора страхования, заключенного страховой компанией с физическим лицом при содействии агента (см. письмо Минфина России от 27.05.2013 N 03-07-11/19049).
- безвозмездная передача страховой организацией страховых полисов при проведении рекламной акции (см. письмо Минфина России от 15.08.2005 N 03-04-05/13);
- реализация страховых полисов через посредников (см. письмо МНС России по г. Москве от 08.04.2003 N 24-11/18938).
Кроме того, на основании пп. 7.1 п. 3 ст. 149 НК РФ не облагается НДС оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков в соответствии с Федеральным законом от 17.05.2007 N 82-ФЗ "О банке развития".
При совершении операций, указанных в пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ, счета-фактуры не составляются (п. 3 ст. 169 НК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах