Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок
Налоговое законодательство РФ не предусматривает проведение выездных налоговых проверок на регулярной основе.
Процесс отбора налогоплательщиков для проведения проверок до 1 января 2007 года являлся сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов и производился в соответствии с регламентами ФНС, предназначенными исключительно для служебного пользования.
В настоящее время основы планирования выездных налоговых проверок закреплены в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция), утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Концепция общедоступна, при желании с ее текстом может ознакомиться любой налогоплательщик.
Концепция разработана с целью построения единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок. В основе данной системы лежит тщательный, всесторонний и постоянно проводимый анализ информации о налогоплательщиках, поступающей в ФНС из различных источников (как внутренних, так и внешних).
К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, которую налоговые органы получают самостоятельно в процессе выполнения возложенных на них функций. В частности, используются такие информационные ресурсы, как государственные реестры по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ, ЕГРИП), по учету организаций и физических лиц (ЕГРН), данные налоговой и бухгалтерской отчетности, сведения о доходах физических лиц, сведения, полученные в ходе проведенных камеральных и выездных налоговых проверок, другие информационные ресурсы налоговых органов ("Камеральные налоговые проверки" и "Выездные налоговые проверки" (в том числе в части сведений о проведенных ранее мероприятиях налогового контроля), "Расчеты с бюджетом", "Банковские счета", ПИК "Таможня", ПИК "Однодневка").
К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления (в том числе с Федеральной таможенной службой, Минтрансом России, Следственным комитетом России, Минприроды России, ПФ РФ, ФСС РФ и т.д.).
Кроме того, специалисты ФНС анализируют любую иную общедоступную информацию, в том числе материалы сети интернет и средств массовой информации (рекламные объявления, содержащие сведения о реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг юридическими и физическими лицами, публикации и т.д.), информацию, поступающую от юридических и физических лиц (письма, жалобы, заявления и т.п.).
При этом сбор и анализ информации осуществляются налоговыми органами непрерывно и в отношении всех налогоплательщиков, независимо от их форм собственности и сумм налоговых обязательств.
Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:
- анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики (позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей);
- анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики (проводится по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей);
- анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков (позволяет определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган);
- анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.
Анализ показателей деятельности налогоплательщика производится по разработанным налоговыми органами критериям, часть которых приведены в разделе 4 Концепции для проведения налогоплательщиком самостоятельной оценки налоговых рисков.
На основании анализа полученной информации, налоговый орган выявляет вероятные зоны совершения налоговых правонарушений (так называемые зоны "риска") и определяет необходимые мероприятия налогового контроля. При планировании анализируются все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.
Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности которых свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях (раздел 3 Концепции).
После отбора лиц для проведения выездной налоговой проверки определяется также целесообразность проведения выездных налоговых проверок их контрагентов, взаимозависимых и (или) аффилированных лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах