Какой налоговый орган проводит выездную налоговую проверку
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ).
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом РФ в порядке, установленном п. 8 ст. 246.2 НК РФ, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 89 НК РФ.
Соответственно провести выездную налоговую проверку налогоплательщика-организации может только тот налоговый орган, в котором организация состоит на учете по месту своей государственной регистрации. Проверку физического лица (в частности, ИП) вправе проводить налоговый орган по месту его постановки на налоговый учет, определяемом местом жительства данного налогоплательщика (п. 1 ст. 83 НК РФ, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.01.2012 N Ф02-5801/11).
При этом для некоторых категорий налогоплательщиков существует ряд особенностей.
1. Организации, отнесенные в порядке, предусмотренном ст. 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков проверяет налоговый орган, осуществивший их постановку на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, т.е. межрегиональная (межрайонная) ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам (абз. 3 п. 2 ст. 89 НК РФ, п. 1 Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, утвержденных приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н). Решение о проведении выездной налоговой проверки, вынесенное в отношении крупнейшего налогоплательщика налоговым органом по месту его нахождения, является незаконным с момента его принятия (постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 N 14585/09).
2. Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", проверяет налоговый орган, осуществивший постановку этих организаций на учет в налоговом органе (абз. 3 п. 2 ст. 89 НК РФ).
3. В отношении организаций, имеющих в своем составе представительства и (или) филиалы, налоговый орган может (п.п. 2, 7 ст. 89 НК РФ):
- проверить деятельность филиалов и представительств в рамках выездной проверки головной организации. Проверку в этом случае проводит налоговый орган по месту нахождения организации. К участию в проверке могут быть привлечены специалисты налоговых органов по месту нахождения филиала и (или) представительства (см. п. 1.4 письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@);
- провести самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств организации. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится налоговым органом по месту нахождения такого обособленного подразделения (абз. 4 п. 2 ст. 89 НК РФ). При этом предметом самостоятельной выездной проверки филиала или представительства организации может быть только правильность исчисления и своевременность уплаты региональных и (или) местных налогов (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ).
4. Решение о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков выносит налоговый орган, осуществивший постановку на учет ответственного участника этой группы. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства участника консолидированной группы налогоплательщиков не проводится (п. 2 ст. 89.1 НК РФ).
Налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения недвижимого имущества, не вправе принимать решение о проведении выездной налоговой проверки (постановления ФАС Северо-Западного округа от 26.01.2011 N Ф07-13940/2010, от 14.05.2008 N А56-31372/2007).
Выездные проверки иностранных организаций проводятся в общеустановленном порядке по месту их учета в налоговых органах (письмо ФНС России от 22.10.2007 N ШТ-6-03/809@).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах