Какой налоговый орган проводит выездную налоговую проверку в случае изменения места нахождения налогоплательщика
В соответствии с п. 2 ст. 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом РФ в порядке, установленном п. 8 ст. 246.2 НК РФ, если иное не предусмотрено указанным пунктом.
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Организация считается снятой с учета в налоговом органе по прежнему месту нахождения этой организации и одновременно поставленной на учет в налоговом органе по новому месту нахождения с даты внесения записи об изменении места нахождения юридического лица в ЕГРЮЛ (п. п. 3.6.1, 3.6.3 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденных приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178).
Следовательно, до дня внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения налогоплательщика вынести решение о проведении выездной налоговой проверки вправе налоговый орган по прежнему месту его нахождения. После регистрации изменения места нахождения налогоплательщика решение о проведении выездной налоговой проверки может быть принято только налоговым органом по новому месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика. Такая точка зрения неоднократно озвучена Минфином России в письмах от 05.05.2012 N 03-02-07/1-110, от 23.03.2012 N 03-02-07/1-68, от 19.06.2012 N 03-02-08/53, от 15.06.2012 N 03-02-08/51, а также ФНС России в письме от 13.09.2012 N АС-4-2/15309 (вопросы 10 и 11).
И этой позиции придерживаются суды (см определение ВАС РФ от 09.04.2012 N ВАС-3753/12, постановления ФАС Дальневосточного округа от 01.07.2014 N Ф03-2276/14, ФАС Северо-Кавказского округа от 30.04.2014 N Ф08-1451/14, ФАС Поволжского округа от 21.10.2013 N Ф06-9129/13, ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.01.2012 N Ф02-5801/11).
При этом в постановлении ФАС Поволжского округа от 21.10.2013 N Ф06-9129/13 судом сделан вывод, что именно "дата", а не "момент" или "время в часах и минутах" является определяющим при решении вопроса о моменте перехода на налоговый учет в другой налоговый орган и о том, какой налоговый орган является надлежащим по отношению к конкретному налогоплательщику.
Вместе с тем ФНС России в письме от 24.12.2015 N ЕД-4-2/22699 настаивает на том, что право налогового органа на вынесение решения о проведении выездной налоговой проверки прекращается не в день изменения места нахождения организации, а в момент внесения регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Иными словами, такое решение может быть вынесено не до дня внесения изменений, а до момента внесения записи в государственный реестр, поскольку день представляет собой промежуток времени, а момент определяется совершением определенного юридически значимого действия. В рассматриваемом случае этим юридически значимым действием является внесение в государственный реестр записи об изменении места нахождения налогоплательщика. Таким образом, налоговый орган, в котором организация состоит на учете до момента внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения этой организации, вправе вынести решение о проведении в отношении такой организации выездной налоговой проверки в день снятия с учета.
В связи с этим необходимо учитывать, что положения п. 1 и 2 ст. 89 НК РФ, предусматривающие проведение выездной проверки по месту нахождения налогоплательщика, направлены на защиту его экономических интересов, предотвращение возможных убытков и затрат, связанных с необходимостью представлять документы и пояснения в другой город или отдаленный район, а также на обеспечение прав налогоплательщика знакомиться с актом и иными материалами выездной проверки, представлять на них возражения, участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки. Однако если налогоплательщик не заявляет возражений при получении решения о назначении выездной проверки, вынесенного в день внесения записи в государственный реестр о смене адреса, то впоследствии ему будет сложно доказать что проведение выездной налоговой проверки инспекцией по прежнему месту нахождения нарушило существенные условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и привело к принятию руководителем налогового органа неправомерного решения (см. постановление АС Уральского округа от 13.12.2016 N Ф09-11100/16).
Если налогоплательщик изменил место нахождения в процессе выездной проверки
Изменение места нахождения проверяемого налогоплательщика само по себе не влияет на состояние его правоотношений с налоговыми органами. Не является этот факт и основанием для прекращения или приостановления выездной налоговой проверки налоговым органом, в котором налогоплательщик ранее состоял на налоговом учете (постановление ФАС Центрального округа от 04.06.2007 N А48-70/07-15).
В случае изменения места нахождения (места жительства) налогоплательщика в ходе проведения выездной налоговой проверки, проверка продолжается налоговым органом, принявшим решение о ее проведении. При этом не имеет значения, что фактически на момент проведения проверки налогоплательщик уже может не состоять на учете в этом налоговом органе.
В этом случае в состав проверяющей группы (бригады) включаются должностные лица налогового органа по новому месту нахождения (месту жительства) проверяемого лица. Мероприятия налогового контроля, связанные с нахождением должностных лиц налоговых органов на территории или в помещении налогоплательщика, могут проводиться должностными лицами налогового органа по новому месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика, включенными в состав проверяющей группы (п. 2.6 и п. 1.2 письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@, п. 3.3 Регламента по организации работы структурных подразделений налоговых органов г. Москвы по подготовке и передаче пакета документов российских организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, в налоговый орган по новому месту нахождения (месту жительства), а также при прекращении деятельности организации через обособленное подразделение (утв. приказом Управления ФНС по г. Москве от 29.02.2008 N 106).
Составление акта и вынесение решения по итогам такой выездной налоговой проверки в силу прямой нормы п. 1 ст. 100 и п. 1 ст. 101 НК РФ осуществляется налоговым органом, вынесшим решение о ее проведении. Данную позицию поддерживают и суды (постановление АС Северо-Кавказского округа от 22.04.2015 N Ф08-1796/15).
Отметим, что в соответствии с пп. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ вышестоящему налоговому органу предоставлено право проводить повторную выездную налоговую проверку налогоплательщика в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговую проверку.
Поэтому в случае, если налогоплательщик изменил адрес регистрации и перешел на учет в налоговый орган другого субъекта в ходе проведения выездной налоговой проверки или после ее окончания, повторная проверка в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа будет проводиться Управлением ФНС России по субъекту РФ по прежнему месту учета налогоплательщика. Данная позиция подтверждена письмами Минфина России от 29.03.2012 N 03-02-08/32 и ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690.
В целях противодействия использованию механизма регистрации изменений места нахождения юридического лица для уклонения от исполнения гражданско-правовых и публичных обязательств, с 1 января 2016 года вводится процедура уведомления регистрирующего (налогового) органа об изменении места нахождения юридического лица. Информация о принятии юридическим лицом решения об изменении места нахождения подлежит внесению в ЕГРЮЛ. Сведения подаются в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия такого решения. До истечения 20 дней с момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи документы для регистрации изменения места нахождения не могут быть представлены в регистрирующий орган. Регистрация изменения места нахождения юридического лица будет осуществляться регистрирующим (налоговым) органом по новому месту нахождения (пп. "в.2" п. 1 ст. 5, п. 6 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в редакции Федеральных законов от 30.03.2015 N 67-ФЗ и от 29.06.2015 N 209-ФЗ).
Тема
Какой налоговый орган проводит выездную налоговую проверку
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах