Проведение выездной налоговой проверки в отношении ИП, прекратившего предпринимательскую деятельность
НК РФ не предусмотрена возможность проведения внеплановых выездных налоговых проверок в случае прекращения предпринимательской деятельности индивидуальным предпринимателем. Пункт 11 ст. 89 НК РФ, регулирующий порядок проведения выездных проверок при ликвидации и реорганизации юридических лиц, не распространяет свое действие на прекращающих деятельность предпринимателей.
В то же время следует учитывать, что утрата статуса предпринимателя не предусмотрена п. 3 ст. 44 НК РФ в качестве основания прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога. Статус налогоплательщика сохраняется у физического лица и после прекращения им предпринимательской деятельности. В связи с этим прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не является обстоятельством, которое влечет прекращение возникшей от осуществления такой деятельности обязанности по уплате налога (см. письма Минфина России от 10.01.2013 N 03-04-05/10-2, от 24.07.2012 N 03-02-07/1-187, от 06.04.2011 N 03-11-11/83, от 03.08.2010 N 03-02-07/2-124, письмо ФНС России от 22.09.2010 N ШС-37-3/11731).
Конституционный Суд РФ в Определении от 25.01.2007 N 95-О-О указал, что налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат как организации, так и физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов. Налоговый контроль в форме налоговых проверок, а также ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора, которая в случае с физическим лицом согласно п. 3 ст. 44 НК РФ прекращается со смертью налогоплательщика либо с признанием его умершим (см. также постановления Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 N 14-П и от 14.07.2005 N 9-П).
Специалисты Минфина России и ФНС России в своих разъяснениях также указывают, что нормы НК РФ не содержат запрета на проведение выездных проверок физических лиц, утративших статус ИП. При этом согласно п. 4 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено ст. 89 НК РФ (см. письма Минфина России от 19.07.2012 N 03-02-08/62, от 23.01.2012 N 03-02-08/6, ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309 (вопросы 9 и 15)). С данной точкой зрения согласны и суды (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.11.2009 N А52-1130/2009).
Таким образом, налоговые органы вправе осуществлять выездные налоговые проверки физических лиц, утративших статус ИП, за период их деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается (п. 5 ст. 91 НК РФ). В связи с этим выездная проверка в отношении физических лиц, являющихся ИП или утративших данный статус, проводится, как правило, на территории налогового органа (см. письмо Минфина РФ от 24.12.2012 N 03-02-08/109).
В отношении физического лица, утратившего статус ИП, выездную проверку, должен проводить тот налоговый орган, в котором данное физическое лицо на момент вынесения решения о проведении проверки состоит на налоговом учете по месту жительства (п. 2 ст. 89 и п. 1 ст. 83 НК РФ).
В целях НК РФ местом жительства признается место проживания налогоплательщика, где он имеет "постоянную" регистрацию (за исключением налогоплательщиков, которые не имеют "постоянной" регистрации, например, иностранных граждан) (п. 2 ст. 11 НК РФ, ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"). Поэтому в случае, если бывший ИП, имея "постоянную" прописку, зарегистрируется по месту пребывания ("временная" регистрация) на иной территории, выездную проверку в отношении него будет производить налоговый орган, расположенный по месту его "постоянной" регистрации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах