Приостановление выездной проверки в связи с истребованием документов у контрагентов и иных лиц
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки, в том числе для истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ (п. 9 ст. 89 НК РФ).
Положениями п. 1 ст. 93.1 НК РФ предусмотрено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Соответственно, приостановление выездной налоговой проверки возможно для истребования документов (информации) не только от контрагентов проверяемого налогоплательщика, но и от иных лиц, располагающих необходимой информацией. К числу таких иных лиц могут относиться и контрагенты контрагентов проверяемого лица.
Проверка может быть приостановлена для истребования необходимых документов (информации) у лиц, являющихся контрагентами второго, третьего звена, которым перечисляются денежные средства контрагентами проверяемого налогоплательщика. О наличии у таких лиц документов (информации), касающейся деятельности проверяемого налогоплательщика, могут свидетельствовать, в том числе и установленные инспекцией договорные, хозяйственные и иные отношения такого лица с контрагентами проверяемого налогоплательщика (см. постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.03.2016 N Ф04-658/16 (определением ВС РФ от 31.05.2016 N 304-КГ16-7359 отказано в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ)).
Приостановление проверки для истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы (абз. 6 п. 9 ст. 89 НК РФ).
Со 2 марта 2015 года в ООО "Лютик" проводится выездная проверка. Решением руководителя ФНС от 1 апреля 2015 года проверка была приостановлена в связи с истребованием документов у ООО "Василек", которое является поставщиком проверяемой организации. 13 апреля 2015 года проверка возобновлена. Второй раз приостанавливать проверку в связи с необходимость получения еще какой-либо информации от ООО "Василек" налоговый орган не имеет права.
Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
Информация о контрагентах или иных лицах, у которых в период приостановления проверки истребуются документы (информация), подлежит отражению в решении . Вместе с тем отсутствие в решении указания на этих лиц, по мнению судебных органов, не является безусловным основанием для отмены такого решения и доказательством злоупотребления со стороны налогового органа при осуществлении права на приостановление проверки, поскольку не приводит к чрезмерному вмешательству в хозяйственную деятельность налогоплательщика (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.11.2010 N Ф07-9781/2010).
НК РФ не установлен срок, в течение которого налоговый орган обязан возобновить проведение проверки после получения от контрагента или иных лиц истребованных документов (информации). Поэтому проверяющие не обязаны возобновлять проверку сразу же после получения необходимой информации от контрагентов налогоплательщика (письмо Минфина России от 12.11.2012 N 03-02-07/1-288).
Вместе с тем общий срок приостановления проверки не может превышать 6 месяцев. В случае, если проверка была приостановлена в связи с необходимостью получения информации от иностранных государственных органов и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления проверки может быть увеличен на три месяца (п. 9 ст. 89 НК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах