Документы, предъявляемые должностными лицами при проведении выездной налоговой проверки
В общем случае выездная налоговая проверка проходит на территории налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Доступ проверяющих на территорию или в помещение налогоплательщика осуществляется только при одновременном предъявлении проверяющими служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 91 НК РФ).
В случае отсутствия одного из этих документов проводить проверку инспектор не вправе (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ). Например, если у инспектора при себе имеется только решение о проведении проверки, но отсутствует служебное удостоверение, в такой ситуации налогоплательщик не может быть уверен, что именно посетивший его гражданин имеет право проводить выездную проверку. Наличие удостоверения при отсутствии соответствующего решения свидетельствует о том, что посетитель является налоговым инспектором, что само по себе не дает ему право на проведение проверки. Выездная налоговая проверка может быть проведена только на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ), а не по желанию конкретного инспектора.
При ознакомлении с документами проверяющих налогоплательщику следует обратить внимание на правильность заполнения всех реквизитов решения о проведении выездной проверки. В частности, убедиться, что:
- решение вынесено именно в отношении его организации (правильно указаны наименование и реквизиты компании);
- проверку проводит тот налоговый орган, который имеет право на ее проведение (п. 2 ст. 89 НК РФ);
- все проверяющие указаны в решении.
Также нелишним будет проверить срок действия служебных удостоверений инспекторов, и сопоставить информацию о должностях и ФИО проверяющих, содержащуюся в решения о проведении выездной налоговой проверки, с данными этих удостоверений.
При возникновении каких-либо сомнений в отношении личности проверяющих или имеющихся у них документов налогоплательщику целесообразно позвонить в налоговую инспекцию с целью уточнения факта назначении проверки.
Если проверяющие не ознакомили налогоплательщика или его представителя с таким решением либо не предъявили служебные удостоверения, он вправе не допускать их на свою территорию и в помещения.
В то же время необходимо помнить, что необоснованный отказ в допуске проверяющих на свою территорию может быть расценен как воспрепятствование проверке. В этом случае инспектором будет составлен соответствующий акт (форма утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@). Налогоплательщик должен быть ознакомлен с данным документом под роспись. В случае, если подписывать акт о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа на территорию проверяемого лица налогоплательщик откажется, в акте будет сделана соответствующая запись.
Воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица может быть квалифицировано как обстоятельство, дающее инспекторам право на проведение выемки документов (ст. 94 НК РФ), а также на самостоятельное определение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (п. 3 ст. 91, пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ). Кроме того, налогоплательщик может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.4 КоАП РФ.
Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается (п. 5 ст. 91 НК РФ). Поэтому в жилое помещение налогоплательщик вправе не допускать представителей ФНС без объяснения причин. Негативных последствий такой отказ иметь не будет. Однако в этом случае выездная налоговая проверка может быть проведена по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах