Акт налоговой проверки
В ст. 100 НК РФ установлены единые требования к оформлению результатов налоговой проверки (как камеральной, так и выездной).
По результатам налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
По результатам выездной налоговой проверки акт налоговой проверки должен быть составлен в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке, а в случае проверки консолидированной группы налогоплательщиков - в течение трех месяцев (п. 1 ст. 100 НК РФ).
Отметим, что справка о проведенной выездной налоговой проверке составляется в последний день проверки и свидетельствует об окончании проверки (п. 15 ст. 89 НК РФ). Соответственно акт выездной налоговой проверки должен быть составлен в течение двух месяцев со дня, следующего за днем окончания проверки, зафиксированным в справке (п. 1 ст. 100, п.п. 2, 5 ст. 6.1 НК РФ)
Справка о проведенной проверке налогоплательщика оформлена 8 сентября 2016 года. Следовательно акт выездной налоговой проверки должен быть составлен не позднее 8 ноября 2016 года.
По результатам камеральной налоговой проверки акт налоговой проверки должен быть составлен в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе ее проведения. Срок его составления в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной налоговой проверки (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ).
В отличие от оформления результатов камеральной проверки, по результатам выездной налоговой проверки акт составляется в любом случае: как при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах, так и при отсутствии таковых (письмо ФНС России от 16.04.2009 N ШТ-22-2/299).
Сведения, которые должны быть указаны в акте налоговой проверки, установлены в п. 3 ст. 100 НК РФ. Форма и требования к составлению акта налоговой проверки в соответствии с п. 4 ст. 100 НК РФ устанавливаются ФНС России.
Действующие в настоящее время форма акта налоговой проверки и Требования к его составлению (далее - Требования), используемые налоговыми органами при оформлении результатов и камеральной, и выездной налоговой проверки, утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.
Заметим, что на основании п. 4 ст. 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право направлять используемые в работе документы в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика. При этом согласно дополнениям, внесенным Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ и действующим с 4 декабря 2014 года, документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа.
С учетом указанной нормы, Требования к составлению акта налоговой проверки допускают возможность составления акта не только на бумажном носителе, но и в электронной форме.
Акт должен быть составлен на русском языке (п. 1 Требований).
Акт на бумажном носителе составляется только в виде утвержденной формы, заполненной от руки либо с использованием программного обеспечения и распечатанной на принтере. Листы акта и приложений к нему должны быть пронумерованы, документ с приложениями прошнурован и заверен подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Допускается формирование приложений к акту в виде отдельных сшитых листов. Не допускается скрепление листов акта и приложений, приводящее к порче бумажного носителя.
Помарки, подчистки и иные исправления в акте не допускаются. Исключение составляют исправления, оговоренные и заверенные подписями проверяющего (руководителя проверяющей группы (бригады) и проверяемого лица (его представителя). Не допускается также исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства (п. 2 Требований)..
Акт должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой (п. 3 Требований).
Вводная часть акта выездной проверки представляет собой общие сведения о проверяемом лице (участниках консолидированной группы налогоплательщиков) и о проводимой проверке (основание для ее проведения, предмет и период, за который проводится, сроки проведения, сведения о проведенных мероприятиях налогового контроля, иные необходимые реквизиты).
В описательной части акта указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Отражаемые в описательной части акта факты должны быть объективными, обоснованными, четкими, исключать двоякое толкование и при этом основываться на нормах НК РФ.
Итоговая часть акта должна содержать выводы проверяющих с указанием на вид совершенных налогоплательщиком налоговых правонарушений и предложения по их устранению со ссылкой на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений. Также в итоговой части указываются сведения о лицах, проводивших налоговую проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют (пп. 13 п. 3 ст. 100 НК РФ, п. 3.3 Требований).
Акт по результатам выездной налоговой проверки налогоплательщика - организации составляется с учетом фактов и обстоятельств нарушений законодательства о налогах и сборах, установленных в ходе проверок ее филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений (п. 6.3 письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@ "О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок", далее - Рекомендации).
К акту обязательно должны прилагаться документы, подтверждающие факты нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, а также ведомости, таблицы и иные материалы. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок (п. 3.1 ст. 100 НК РФ и п. 3.3 Требований).
Количество листов приложений, а также указание на право представления возражений по результатам выездной (повторной выездной) налоговой проверки указывается в итоговой части акта.
Акт подписывается лицами, проводившими проверку, и проверяемым лицом (его представителем). При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков со стороны проверяемого акт подписывается ответственным участником этой группы (его представителем) (п. 2 ст. 100 НК РФ).
В случае, если налогоплательщик отказывается от подписания акта налоговой проверки, в акте делается соответствующая запись, и он направляется налогоплательщику по почте заказным письмом (п. п. 2, 5 ст. 100 НК РФ).
Составляется акт в двух экземплярах, один из которых хранится в налоговом органе, второй - в соответствии с п. 5 ст. 100 НК РФ вручается (направляется) руководителю организации (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков), индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу (их представителям). В случае участия в проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки сотрудников органа внутренних дел, акт составляется в трех экземплярах, один из которых направляется в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.
При проведении повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа акт составляется в трех экземплярах (при участии сотрудников органа внутренних дел - в четырех экземплярах). При этом первый экземпляр акта остается в вышестоящем налоговом органе, второй экземпляр - передается проверяемому лицу, третий экземпляр - в инспекцию по месту постановки на учет проверяемого лица, четвертый экземпляр передается в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в налоговой проверке (п. 5 Требований).
При необходимости налогоплательщики имеют право получать также и копию акта налоговой проверки (пп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Темы
Документальное оформление результатов выездной налоговой проверки
Документальное оформление результатов камеральной налоговой проверки
См. также
Налоговые правонарушения, отражаемые в акте выездной налоговой проверки
Налоговые правонарушения, отражаемые в акте камеральной налоговой проверки
Содержание вводной части акта налоговой проверки
Содержание описательной части акта налоговой проверки
Содержание итоговой части акта налоговой проверки
Порядок и сроки вручения акта налоговой проверки
Представление письменных возражений по акту налоговой проверки
Внесение изменений в акт налоговой проверки
Энциклопедия судебной практики
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах