Непредставление налоговому органу запрашиваемых пояснений, документов и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
Непредставление налоговому органу запрашиваемых пояснений, документов и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п. является одним из критериев оценки деятельности налогоплательщиков (критерий N 9), используемых налоговыми органами в процессе отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок (раздел 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, далее - приказ N ММ-3-06/333@).
НК РФ установлено право налогового органа требовать от налогоплательщика представления документов и пояснений, необходимых для исчисления и уплаты налогов (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ). В частности, необходимые пояснения налоговые органы вправе потребовать при проведении камеральной налоговой проверки в случаях:
- если выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
- если выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля;
- представления уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);
- представления налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Со 2 июня 2016 года налоговым органам предоставлено право также потребовать необходимые пояснения у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика - индивидуального предпринимателя в отношении операций (имущества), по которым применены налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ).
С этой целью налогоплательщик может быть вызван в инспекцию на основании письменного Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, содержащего требование представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В случае отсутствия пояснений налогоплательщика без объективных причин существует риск назначения выездной налоговой проверки.
С 2012 года основаниями для включения в план выездных налоговых проверок по данному критерию является также непредставление налоговому органу истребуемых документов или наличие у налогового органа информации об их уничтожении, порче и т.п. (п. 9 Приложения N 2 к приказу N ММ-3-06/333@, в редакции приказа ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297@).
Отметим, что обязанность налогоплательщиков обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей) и уплату (удержание) налогов, установлена пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ и ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
По мнению финансового ведомства, в целях обеспечения сохранности указанных документов и представления их в установленном порядке в налоговый орган, соответствующие документы, утраченные налогоплательщиком, должны быть восстановлены (см. письма Минфина России от 22.07.2013 N 03-02-07/2/28610, от 07.06.2013 N 03-02-07/1/21191, от 11.08.2011 N 03-02-07/1-288).
Поэтому в случае непредставления налогоплательщиком пояснений или документов, например, в связи с утратой документов, у налоговых органов имеются основания для его включения в план выездных налоговых проверок.
Напомним, что обеспечение сохранности документов, предусмотренных пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, гарантирует налогоплательщику начисление налогов в том размере, в котором они подлежат начислению в соответствии с действующим налоговым законодательством. В случае отсутствия этих документов налоговые органы вправе при проведении проверки определять суммы налогов расчетным методом на основании пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ (см. постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 N 5/10).
Кроме того, следует учитывать, что непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет ответственность по ст. 126 НК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах