Инвентаризация имущества при проведении выездной налоговой проверки
При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика (пп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 91 НК РФ доступ на территорию или в помещение налогоплательщика должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика. Соответственно, проведение инвентаризации имущества налогоплательщика возможно только в рамках выездной налоговой проверки. Право проведения налоговым органом инвентаризации вне рамок выездной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрено (см. письмо Минфина России от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411).
В настоящее время налоговые органы при проведении инвентаризации руководствуются Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке (далее - Положение), утвержденным в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ совместным приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 NN 20н, ГБ-3-04/39.
Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств (п. 1.5 Положения).
Как правило, инвентаризация проводится в случаях, когда результаты проверки учетной документации налогоплательщика, анализа информации, полученной из других источников, и (или) осмотра территорий и помещений налогоплательщика дают основания предполагать наличие товарно-материальных ценностей, основных средств или иного имущества, не отраженных в бухгалтерском учете налогоплательщика.
Основанием для проведения инвентаризации является распоряжение руководителя налогового органа (его заместителя), составляемое по форме, приведенной в приложении N 1 к Положению (п. 1.2 Положения). В распоряжении указывается причина и сроки проведения инвентаризации, состав инвентаризационной комиссии, а также перечень имущества, подлежащего инвентаризации.
Распоряжение регистрируется в специальном журнале регистрации распоряжений о проведении инвентаризации, составляемом по форме, приведенной в приложении N 2 к Положению.
Инвентаризация имущества налогоплательщика не может проводиться в период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки, поскольку в этот период действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой, должны быть приостановлены (п. 9 ст. 89 НК РФ).
Проверяющие могут провести инвентаризацию любого имущества налогоплательщика независимо от его местонахождения, в том числе: основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов, денежных средств, кредиторской и дебиторской задолженности и иных финансовых активов (п.п. 1.3, 1.4 Положения).
Результаты инвентаризации имущества налогоплательщика оформляются ведомостью результатов, выявленных инвентаризацией, и должны быть отражены в акте выездной налоговой проверки (пп. 11 п. 3 ст. 100 НК РФ, п. 5.1 Положения).
Воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица в целях инвентаризации имущества может быть квалифицировано как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, влекущее ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц, предусмотренную ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах