Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке
При проведении инвентаризации налоговые органы руководствуются Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке (далее - Положение), утвержденным в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ совместным приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 NN 20н, ГБ-3-04/39.
Проверяющие могут провести инвентаризацию любого имущества налогоплательщика независимо от его местонахождения, в том числе: основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов, денежных средств, кредиторской и дебиторской задолженности и иных финансовых активов.
Инвентаризация имущества налогоплательщика производится по его местонахождению и каждому материально ответственному лицу. (п.п. 1.3, 1.4 Положения).
Сроки проведения инвентаризации определяются руководителем налогового органа в распоряжении о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика. Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны (п. 2.11 Положения).
Проверка фактического наличия имущества производится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика. При необходимости для проведения инвентаризации налоговый орган вправе привлекать экспертов, переводчиков и других специалистов. В частности, эксперты привлекаются для оценки выявленных инвентаризацией неучтенных объектов основных средств, для определения количества сырья и материалов в незавершенном производстве и т. п. (п.п. 1.5, 2.2, 3.3, 3.29 Положения).
До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии представляются последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств (п. 2.4 Положения).
Все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), визируются председателем инвентаризационной комиссии с указанием "до инвентаризации на "..." (дата)". Эти документы служат основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Материально ответственные лица налогоплательщика дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов (п. 2.7 Положения).
Согласно п. 2.7 Положения налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).
Признавая данную норму не противоречащей какому-либо федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, Верховный суд РФ указал, что проведение такой инвентаризации не может быть осуществлено без рабочей силы для перевешивания и перемещения грузов, весов, измерительных и контрольных приборов, в связи с чем требование налогового органа о предоставлении данных средств является обоснованным. Проведение инвентаризации законодателем предусмотрено в организациях независимо от рода их деятельности, в связи с чем налогоплательщик обязан обеспечить налоговый орган при проведении инвентаризации только той рабочей силой и тем оборудованием, которое у него имеется. Указанная норма не требует от налогоплательщика осуществления каких-либо дополнительных затрат на приобретение того оборудования, которого у него нет в наличии к моменту проведения налоговым органом инвентаризации, а также не содержит предписаний о найме дополнительной рабочей силы (определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 25.02.2016 N АПЛ16-25).
Отметим, что отсутствие у налогоплательщика измерительных приборов, а также рабочей силы для перемещения грузов не может расцениваться как воспрепятствование осуществлению инспекцией мероприятий налогового контроля (см. постановление Четырнадцатого ААС от 21.01.2013 N 14АП-9563/12, оставлено без изменения постановлением ФАС Северо-Западного округа от 23.05.2013 N Ф07-2023/13).
В разделе 3 Положения конкретизированы правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества, в том числе: основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, товарно-материальных ценностей, незавершенного производства и расходов будущих периодов, животных и молодняка животных, денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности, расчетов.
В частности, при инвентаризации основных средств предусмотрена проверка комиссией их назначения, инвентарных номеров и основных технических или эксплуатационных показателей, а также наличия правоустанавливающих документов на объекты недвижимости и объекты природных ресурсов (земельные участки, водоемы) (п. 3.2 Положения).
Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации. При этом инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств и другого имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации (п.п. 2.5, 2.6 Положения).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах