Осмотр при проведении налоговой проверки
При осуществлении выездной налоговой проверки должностные лица налоговых органов вправе производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст. 92 НК РФ (пп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ).
Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом (п. 2 ст. 91 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков), в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.
Вне рамок выездной налоговой проверки допускается только осмотр документов и предметов при условии, что:
- они были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля;
- при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра. (п. 2 ст. 92 НК РФ).
Осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), п. 1 ст. 82 НК РФ назван в качестве одной из форм налогового контроля. Вместе с тем, с учетом действующей редакции статей 91 и 92 НК РФ, регламентирующих соответствующие полномочия налоговых органов, осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли) не может рассматриваться в качестве самостоятельной формы налогового контроля и осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки. Соответствующая позиция официальных органов выражена в письмах Минфина России от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411, ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690 и от 17.07.2013 N АС-4-2/12837@ (п.п. 6.1-6.4), постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 (п. 24).
При проведении выездной проверки налогоплательщика - физического лица должностные лица налоговых органов без согласия налогоплательщика могут осматривать только нежилые помещения. Доступ представителей налоговых органов в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц не допускается (ст. 25 Конституции РФ, п. 5 ст. 91 НК РФ, письмо ФНС России от 23.05.2013 N АС-4-2/9355 (п. 1)).
В период приостановления выездной налоговой проверки в соответствии с п. 9 ст. 89 НК РФ осмотр территорий (помещений) налогоплательщика не может проводиться, поскольку в этот период приостанавливаются все действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
Целью осмотра территорий и помещений налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков), в отношении которого проводится проверка, является выяснение обстоятельств, имеющих значение для полноты осуществляемой выездной проверки (п. 1 ст. 92 НК РФ). При осмотре представители налогового органа определяют соответствие фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом (п. 2 ст. 91 НК РФ).
В частности, налоговые органы могут произвести осмотр для подтверждения имеющейся информации:
- о полученных налогоплательщиком товарно-материальных ценностях, не отраженных в бухгалтерском учете;
- о наличии производственных мощностей, цехов, структурных подразделений, осуществляющих виды деятельности, не отраженные в учредительных документах налогоплательщика;
- о производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), выручка от реализации которой не отражена в учете и в отчетности или отражена в заниженном размере;
- о занижении объемов, расценок в строительстве по актам выполненных работ и др.
С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ в п. 1 ст. 91 и п.п. 1, 2 ст. 92 НК РФ, проведение осмотра территорий и помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, с 1 января 2015 года предусматривается также при осуществлении камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в случаях, предусмотренных п.п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ.
Незаконный отказ в доступе, а также незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, проводящего проверку в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 тыс.руб. (ст. 19.7.6 КоАП РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах