Осмотр помещений контрагентов налогоплательщика при проведении налоговой проверки
Налоговые органы в рамках мероприятий налогового контроля нередко проводят осмотр помещений и территорий контрагентов проверяемого налогоплательщика в целях установления факта осуществления реальных хозяйственных операций между ними.
Право обследовать с соблюдением соответствующего законодательства РФ при осуществлении своих полномочий производственные, складские, торговые и иные помещения организаций и граждан предоставлено налоговым органам п. 4 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон N 943-I).
Осмотр помещений, территорий налогоплательщика проводится налоговыми органами в порядке, установленном ст. 92 НК РФ (пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ). При этом из п. 13 ст. 89 и п. 1 ст. 92 НК РФ следует, что проведение осмотра помещений налогоплательщика возможно только в рамках осуществления в отношении него выездной налоговой проверки.
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки вышестоящим налоговым органом или судом (п. 14 ст. 101 НК РФ).
В то же время осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), определен п. 1 ст. 82 НК РФ как самостоятельное мероприятие налогового контроля наряду с налоговыми проверками.
Пункт 2 ст. 92 НК РФ допускает возможность вне рамок выездной налоговой проверки проводить осмотр только документов и предметов, но лишь в случае, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.
До недавнего времени у судов не было выработано единого подхода по вопросу правомерности проведения осмотра помещений контрагента.
Так в постановлении ФАС Поволжского округа от 08.12.2011 по делу N А55-3314/2011 судьи указали, что в соответствии со ст. 92 НК РФ осмотр помещений может проводиться только в рамках выездной налоговой проверки и только в отношении того лица, которое проверяют. Следовательно, протокол осмотра помещения контрагента не может являться доказательством получения необоснованной налоговой выгоды налогоплательщиком.
Вместе с тем, в большинстве случаев суды признавали такие действия налоговых органов законными, указывая, что положения ст. 32, пп.пп. 2, 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 82, ст. 92 НК РФ, а также п.п. 3, 4 ст. 7 Закона N 943-1 в совокупности не запрещают осмотр помещений и территорий иных лиц с их согласия, а сам по себе факт осмотра не принадлежащих проверяемому лицу территорий и помещений не нарушает его права и законные интересы (см. постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.09.2010 по делу N А33-166/2010 (определением ВАС РФ от 28.02.2011 N ВАС-17304/10 в передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано), и от 21.09.2010 N А33-658/2010 (определением ВАС РФ от 28.02.2011 N ВАС-16960/10 в передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано).
На отсутствие законодательно предусмотренного запрета для осуществления инспекцией действий по установлению места нахождения юридического лица - контрагента налогоплательщика, и составления по итогам обследования протокола указывали и другие суды (см. постановления ФАС Дальневосточного округа от 23.05.2012 N Ф03-1576/12, от 22.05.2012 N Ф03-1582/12, Третьего ААС от 26.07.2013 N 03АП-3439/13).
Только в случае, если отсутствовало согласие контрагента на осмотр принадлежащих ему помещений и протокол осмотра был составлен с нарушениями, судьи признавали нарушение процедуры осмотра (см., например, постановление ФАС Московского округа от 03.12.2010 N КА-А40/15062-10).
В п. 24 постановления N 57 от 30.07.2013 Пленум ВАС РФ разъяснил, что положения статей 91 и 92 НК РФ, регламентирующие соответствующие полномочия налоговых органов, прямо указывают на то, что осмотр территорий (помещений) налогоплательщика и доступ на территорию (в помещение) налогоплательщика возможен только в связи с проведением в отношении данного налогоплательщика выездной налоговой проверки. Следовательно, в контексте действующего законодательного регулирования осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли), не может рассматриваться в качестве самостоятельной формы налогового контроля и осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки.
После выхода постановления N 57 судьи признают протоколы осмотра территории и помещений контрагентов налогоплательщика недопустимым доказательством, указывая, что налоговому органу не представлено право осматривать территории и помещения налогоплательщика и его контрагентов при проведении камеральных проверок (см. например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 20.01.2014 N Ф07-7946/12, ФАС Центрального округа от 29.05.2014 N Ф10-1337/14, Девятнадцатого ААСот 27.08.2013 N 19АП-1519/12 и от 20.08.2013 N 19АП-3400/13 (оставлено в силе постановлением ФАС Центрального округа от 19.12.2013 N Ф10-3696/13)).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах