Выемка документов и предметов при проведении налоговых проверок
Подпунктом 3 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право при проведении налоговых проверок производить выемку документов у налогоплательщика в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. Порядок осуществления выемки регламентируется ст. 94 НК РФ.
Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа (п. 1 ст. 94 НК РФ).
Форма постановления о производстве выемки документов и предметов утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.
Выемка документов и предметов может быть произведена в следующих случаях:
- при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (пп. 3 п. 1 ст. 31, п. 14 ст. 89 НК РФ);
- если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (п. 8 ст. 94 НК РФ);
- при отказе проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки (п. 4 ст. 93 НК РФ).
Суды признают, что выемка документов допустима также в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля с целью проведения почерковедческой экспертизы (см., например, постановление Двадцатого ААС от 30.06.2015 N 20АП-2913/15 (постановлением АС Центрального округа от 29.09.2015 N Ф10-3134/15 оставлено в силе). На это указывает и ФНС России в письме от 23.05.2013 N АС-4-2/9355@.
Совокупный анализ норм НК РФ указывает на исключительность оснований для выемки документов в случае имеющихся у налогового органа доказательств, свидетельствующих о возможности уничтожения, сокрытия, изменения или замены налогоплательщиком документов после получения требования о представлении документов (письма ФНС России от 15.03.2012 N АС-4-2/4378, от 11.03.2012 N АС-4-2/4018). То есть, решение о производстве выемки налоговый орган может вынести по любому из указанных оснований. При этом, по мнению налоговых органов, для производства выемки документов достаточно ссылки в постановлении на наличие оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
Законодательством не определены критерии достаточности оснований полагать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. Это понятие носит оценочный характер и определяется налоговыми в каждом отдельно взятом случае в зависимости от обстоятельств дела. Поэтому правомерность проведения выемки достаточно часто становится предметом судебных разбирательств.
Так, например, достаточным основанием для производства выемки подлинников документов суды признают необходимость проведения почерковедческой экспертизы. В постановлении от 26.04.2011 N 18120/10 Президиум ВАС РФ со ссылкой на п. 8 ст. 94 НК РФ признал правомерность производства выемки подлинников документов для проведения почерковедческой экспертизы ввиду возникшего у инспекции предположения о фиктивности хозяйственных операций с соответствующими контрагентами даже при отсутствии доказательств наличия угрозы уничтожения, сокрытия, исправления или замены налогоплательщиком документов. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Московского округа от 23.04.2012 N Ф05-2338/12, ФАС Волго-Вятского округа от 01.11.2012 N Ф01-4720/12 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 28.12.2012 N ВАС-17583/12), ФАС Поволжского округа от 26.03.2012 N Ф06-1565/12 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 26.07.2012 N ВАС-9105/12) округов), ФАС Северо-Кавказского округа от 27.01.2012 N Ф08-8466/11 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 17.05.2012 N ВАС-5533/12).
Однако фактическое наличие таких обстоятельств налоговый орган должен доказать. Формального указания на их наличие в постановлении о производстве выемки суды считают недостаточным (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 15.05.2013 N Ф04-2024/13, ФАС Московского округа от 12.10.2012 N Ф05-8651/12, ФАС Уральского округа от 29.02.2012 N Ф09-112/12).
Произвести выемку документов и предметов, находящихся в жилых помещениях проверяемого физического лица, налоговые органы не могут, даже если проверяемое физическое лицо не представило запрошенные налоговым органом документы в установленный срок (ст. 25 Конституции РФ, п. 5 ст. 91 НК РФ, письмо ФНС России от 23.05.2013 N АС-4-2/9355 (вопрос 1)).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах