Определение крупного и особо крупного размера в целях привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов
Условием привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица и с организации является крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов (сборов), определяемый соответственно на основании примечания к ст. 198 УК РФ и примечания к ст. 199 УК РФ.
Крупный (особо крупный) размер устанавливается одним из двух способов:
- с учетом доли неуплаченных налогов (сборов) в сумме налогов (сборов), подлежащих уплате;
- в определенной величине.
При обоих способах расчета за основу принимается период в пределах трех финансовых лет подряд (п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления", далее - Постановление N 64).
Уголовное и налоговое законодательство не содержат специального определения финансового года. В связи с этим под финансовым годом обычно понимается календарный год с 1 января по 31 декабря (ст. 12 БК РФ). Однако встречается и другая точка зрения, в соответствии с которой начало указанного трехлетнего периода может исчисляться с любой даты календарного года.
Период в три финансовых года является лишь максимальным пределом, который может быть использован для определения крупного (особо крупного) размера. Ответственность за уклонение от уплаты налогов (сборов) может наступить и за отдельный налоговый период (несколько налоговых периодов, следующих подряд) при условии, что сумма налогов (сборов), не уплаченная в установленный срок (сроки), по окончании соответствующего налогового периода (периодов) образует крупный или особо крупный размер (абзац второй п. 11 Постановления N 64).
Следует учитывать, что уклонение от уплаты налогов (сборов) за несколько периодов обычно рассматривается как единое преступление. Поэтому срок давности привлечения к уголовной ответственности в таких случаях исчисляется не отдельно по каждому налоговому периоду, а начинает течь по окончании последнего срока уплаты того из налогов (сборов), уклонение от которых вменяется лицу (см., например, кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Пермского краевого суда от 12.04.2011 по делу N 22-1371).
При определении размера неуплаченных налогов (сборов) складываются все суммы налогов (сборов), не уплаченные налогоплательщиком в установленные налоговым законодательством сроки по истечении предусмотренных в отношении соответствующих налогов (сборов) периодов. В расчет принимаются только суммы недоимки по налогам (сборам).
Пени и штрафы за нарушение налогового законодательства не учитываются. Суммы налогов (сборов), не перечисленные организацией или индивидуальным предпринимателем в качестве налогового агента, при определении крупного (особо крупного) размера по ст. 198 и ст. 199 УК РФ также не учитываются, поскольку неисполнение обязанностей налогового агента при наличии к тому оснований образует состав самостоятельного преступления (п. 18 Постановления N 64, см. также кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 06.07.2010 по делу N 22-1848).
В абзаце первом п. 12 Постановления N 64 содержится разъяснение, в соответствии с которым крупный (особо крупный) размер неуплаченных налогов и (или) сборов исчисляется за период в пределах трех финансовых лет подряд и в тех случаях, когда сроки их уплаты выходят за пределы данного трехлетнего периода и они истекли. Данное положение понимается неоднозначно. Нередко его трактуют в том смысле, что неуплаченные суммы налогов (сборов), сроки уплаты которых выходят за пределы трехлетнего срока, также учитыватся при определении крупного (особо крупного) размера. Однако существует и другая трактовка, в соответствии с которой такая недоимка в расчет не включается.
При определении доли неуплаченных налогов (сборов) в сумме налогов (сборов), подлежащих уплате, должны учитываться все налоги (сборы), подлежащие уплате в период, за который лицу вменяется уклонение. Выявленная сумма неуплаченных налогов (сборов) также включается в общую сумму налогов (сборов), подлежащих уплате (абзац второй п. 12 Постановления N 64). Следует отметить, что на практике указанное правило не всегда соблюдается и сумма подлежащих уплате налогов (сборов) определяется путем сложения только тех налогов (сборов), по которым имела место неуплата, а не всех налогов (сборов), подлежащих уплате за соответствующий период.
В тех случаях, когда лицо, которому вменяется уклонение от уплаты налогов (сборов) с организации, осуществляет юридическое или фактическое руководство несколькими организациями и при этом в каждой из них уклоняется от уплаты налогов (сборов), крупный (особо крупный) размер рассчитывается не по всем организациям в совокупности, а по каждой из них отдельно. Действия такого лица при наличии к тому оснований подлежат квалификации как совокупность нескольких преступлений (п. 13 Постановления N 64).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах