Критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам
Критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию (далее - Критерии), утверждены приказом ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@.
Критерии конкретизированы и в некоторых случаях учитывают специфику деятельности юридического лица.
Вследствие изменения экономической ситуации критерии регулярно уточняются.
В настоящее время такими критериями являются:
1) показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации;
2) признаки взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц;
3) наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности;
4) проведение налогового мониторинга. Указанный критерий введен приказом ФНС России от 26.10.2016 N ММВ-7-2/582@.
Критерии отнесения налогоплательщиков к крупнейшим определяют уровень администрирования - федеральный или региональный.
1) Показатели финансово-экономической деятельности
Показатели финансово-экономической деятельности организаций (коммерческих и некоммерческих, вне зависимости от их сферы деятельности), при достижении которых они могут быть признаны крупнейшими на региональном уровне:
При отнесении организации к крупнейшим налогоплательщикам на региональном уровне необходимо одновременное наличие следующих показателей:
1) суммарный объем полученных доходов (в обязательном порядке);
2) среднесписочная численность (в обязательном порядке);
3) размер активов либо объем начислений федеральных налогов и сборов (на выбор).
С учетом уровня социально-экономического развития субъекта РФ показатели финансово-экономической деятельности организации в целях ее отнесения к вышеназванным налогоплательщикам могут определяться региональным управлением ФНС по согласованию с ФНС России (п. 6 Критериев).
При этом к организациям, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне, относятся организации, которые не подпадают под установленные критерии, но в отношении которых ФНС России принято решение об отнесении к категории крупнейших налогоплательщиков и территориальных особенностях администрирования (п. 6.1 Критериев)
Значения показателей приведены в таблице:
Наименование показателя |
Значение показателя |
Основание |
Суммарный объем полученных доходов |
В пределах от 2 миллиардов до 20 миллиардов рублей включительно |
Отчет о финансовых результатах годовой бухгалтерской отчетности (коды показателей 2110, 2310, 2320, 2340) |
Среднесписочная численность |
Более 50 человек |
Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (форма утв. приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@) |
Активы |
От 100 миллионов рублей |
Итоговые показатели раздела I и раздела II бухгалтерского баланса |
Суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов |
От 75 миллионов рублей |
Данные налоговой отчетности |
Организации, применяющие специальные налоговые режимы (в части соответствующих видов деятельности), к категории крупнейших налогоплательщиков не относятся.
Показатели финансово-экономической деятельности организаций, при достижении которых они могут быть признаны крупнейшими на федеральном уровне:
При отнесении налогоплательщика к крупнейшим на федеральном уровне достаточно соответствия показателей его деятельности хотя бы одному из указанных критериев (значения которых приведены в нижеследующих таблицах) (п. 1 Критериев).
а) для организаций оборонно-промышленного комплекса и организаций, включенных в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009:
Наименование показателя |
Значение показателя |
Основание |
1. Сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции |
Более 27 000 000 рублей в год |
Контракты |
2. Сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции |
Более 20 процентов от общей суммы выручки |
Данные бухгалтерской отчетности |
3. Среднесписочная численность работающих |
Свыше 100 человек |
Данные статистической отчетности |
4. Доля вклада учредителя (государство) |
Свыше 50%. |
Для акционерных обществ - реестр акционеров; Для обществ с ограниченной ответственностью - выписка из ЕГРЮЛ |
б) для остальных организаций:
Наименование показателя |
Значение показателя |
На какие организации распространяется |
Основание |
1. Суммарный объем начислений федеральных налогов |
Свыше 1 миллиарда рублей |
Все организации, кроме осуществляющих деятельность в сфере услуг связи и транспортных услуг |
Данные налоговой отчетности |
Свыше 300 миллионов рублей |
Организации, осуществляющие деятельность в сфере услуг связи и транспортных услуг |
||
2. Суммарный объем полученных доходов |
Свыше 20 миллиардов рублей |
Все организации |
Отчет о финансовых результатах (Отчет о прибылях и убытках) годовой бухгалтерской отчетности (коды показателей 2110, 2310, 2320, 2340) |
3. Активы |
Свыше 20 миллиардов рублей |
Все организации |
Итоговые показатели раздела I и раздела II бухгалтерского баланса. |
в) для некоммерческих организаций:
Наименование показателя |
Значение показателя |
Основание |
Суммарный объем доходов от реализации и внереализационных доходов |
Превышает 20 миллиардов рублей |
Данные годовой налоговой отчетности по налогу на прибыль |
г) для организаций, осуществляющих финансовую деятельность:
К таким организациям, подлежащим администрированию на федеральном уровне, могут быть отнесены:
- кредитная организация;
- страховая организация;
- перестраховочная организация;
- общество взаимного страхования;
- страховой брокер;
- профессиональный участник рынка ценных бумаг;
- негосударственный пенсионный фонд,
имеющие соответствующую лицензию.
Ранее предусматривалось, что к кредитным и страховым организациям, подлежащим администрированию на федеральном уровне, относятся организации, у которых один из определенных показателей финансово-экономической деятельности имеет установленное значение.
Все перечисленные выше показатели финансово-экономической деятельности определяются по итогам любого года из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года (п. 8 Критериев).
То есть в 2017 году для определения статуса организации и уровня администрирования могут использоваться данные о ее финансово-хозяйственной деятельности за 2014, 2015 или 2016 годы.
Присвоение статуса крупнейшего налогоплательщика осуществляется не раньше чем через год после достижения им установленных значений финансово-экономических показателей.
Например, если показатели финансово-экономической деятельности организации по итогам 2016 года удовлетворяют условиям, приведенным в п. 6 Критериев, то статус крупнейшего налогоплательщика может быть присвоен организации не ранее 2018 года.
При этом если организация перестанет удовлетворять установленным критериям, то статус крупнейшего налогоплательщика будет сохраняться еще в течение двух лет, следующих за годом, в котором это произошло (п. 8 Критериев, письмо Минфина России от 09.02.2015 N 03-02-07/1/5330).
То есть, если в 2017 году ни один из показателей, установленных Критериями, не будет достигнут, то вплоть до 2020 года организация будет сохранять статус крупнейшего налогоплательщика.
При отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций статус крупнейшего налогоплательщика будет у нее сохраняться вплоть до вынесения арбитражным судом решения о завершении процедуры принудительной ликвидации или процедуры банкротства (п. 10 Критериев).
Все остальные организации, в отношении которых арбитражным судом будет принято решение о признании должника банкротом и введена процедура конкурсного производства, автоматически перестают относиться к категории крупнейших налогоплательщиков (п. 9 Критериев).
При реорганизации крупнейшего налогоплательщика образовавшаяся организация (организации) будет сохранять статус крупнейшего налогоплательщика в течение трех лет, включая год реорганизации (п. 8 Критериев).
2) Взаимозависимость между организациями
Взаимозависимость между организациями определяется в соответствии с положениями ст. 105.1 НК РФ (Раздел II Критериев).
В этом разделе определено, что организации, отношения с которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности организации (крупнейшего налогоплательщика), сами тоже относятся к категории крупнейших налогоплательщиков и подлежат администрированию на уровне, соответствующем уровню администрирования взаимозависимого с ними налогоплательщика, имеющего показатели, указанные в разделе I Критериев.
Иными словами, если отношения с ООО "Вертикаль" оказывают влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности ООО "Горизонталь", которое является крупнейшим налогоплательщиком, то ООО "Вертикаль" также будет считаться крупнейшим налогоплательщиком.
3) Участие в налоговом мониторинге
Организации, представившие заявление о проведении налогового монтиринга, могут быть отнесены к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим администрированию на федеральном уровне, при одновременном соблюдении следующих условий (п. 5 Критериев):
- при представлении в полном объеме документов (информации) в соответствии с п. 2 ст. 105.27 НК РФ;
- в случае соответствия критериям, установленным п. 3 ст. 105.26 НК РФ;
- в случае соответствия регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям к регламенту информационного взаимодействия;
- в случае соответствия применяемой организацией системы внутреннего контроля согласно положениям ст. 105.26 НК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах