Постановка на учет в налоговом органе иностранных граждан и лиц без гражданства
Особенности учета в налоговых органах иностранных граждан и лиц без гражданства, не являющихся индивидуальными предпринимателями, установлены приказом Минфина России от 21.10.2010 N 129н (далее - Особенности учета иностранных граждан).
Постановке на учет в налоговых органах РФ подлежат иностранные граждане и лица без гражданства (п. 1 Особенностей учета иностранных граждан):
- зарегистрированные по месту жительства*(1) (поставленные на учет по месту пребывания) в РФ органами, указанными в п. 3 ст. 85 НК РФ;
- получившие статус адвоката в РФ;
- имеющие недвижимое имущество и (или) транспортные средства в РФ (в т.ч. на праве наследства).
По факту постановки на налоговый учет иностранному гражданину (лицу без гражданства) присваивается ИНН.
В результате совершенствования процедур государственной регистрации постановка на учет иностранных граждан и лиц без гражданства практически по всем основаниям, предусмотренным НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно, на основе информации, предоставляемой органами, осуществляющими регистрацию указанных лиц и их имущества.
Так, с 1 января 2014 года федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции (его территориальный орган, далее - орган МВД*(2)) после принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину (лицу без гражданства) разрешения на работу или патента обязан проверить факт постановки его на учет в налоговом органе на основании сведений, которые имеются в государственной информационной системе миграционного учета (п. 7 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
В случае отсутствия указанных сведений орган МВД направляет сведения о постановке иностранного гражданина (лица без гражданства), подавшего документы, на миграционный учет по месту пребывания. Сведения подаются в налоговый орган по месту нахождения территориального органа МВД. Сделать это он должен не позднее одного дня, следующего за днем принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента.
На основании полученной информации в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений налоговый орган осуществляет постановку на учет иностранного гражданина (лица без гражданства). В этот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) иностранному гражданину (лицу без гражданства) уведомление о постановке на учет по форме N 2-3-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@.
Датой постановки на учет в налоговом органе иностранного гражданина (лица без гражданства) по данному основанию является дата постановки на учет этого лица по месту пребывания, содержащаяся в сведениях, сообщенных органом МВД (п. 5 Особенностей учета иностранных граждан).
Не позднее дня, следующего за днем постановки на налоговый учет иностранного гражданина (лица без гражданства), сведения о такой постановке налоговый орган направляет и в МВД.
Таким образом, с 1 января 2014 года при подаче в орган МВД документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу, патента налоговый орган самостоятельно осуществляет постановку такого гражданина на налоговый учет, о чем уведомляет самого иностранца и орган МВД.
Процедура постановки на учет иностранных граждан (лиц без гражданства), имеющих недвижимое имущество и (или) транспортные средства в РФ (в т.ч. на праве наследства), а также лиц, получивших статус адвоката в РФ, аналогична процедуре постановки на налоговый учет по указанным основаниям граждан РФ.
Постановка на налоговый учет иностранных граждан (лиц без гражданства) может быть осуществлена также и в заявительном порядке. Такое право предоставлено им п. 7.1 ст. 83 НК РФ и п. 12 Особенностей учета иностранных граждан.
С этой целью иностранный гражданин (лицо без гражданства) представляет в налоговый орган по месту жительства (месту своего пребывания):
- заявление по форме N 2-2 Учет, утвержденной приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@;
- документы, указанные в п.п. 16 - 20 Особенностей учета иностранных граждан (письмо ФНС России от 22.01.2016 N ГД-2-14/64@).
Указанные документы представляются в налоговые органы на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным у нотариуса (п. 2 Особенностей учета иностранных граждан).
Заявление вместе с документами может быть:
- представлено непосредственно в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) (лично или через представителя);
- направлено в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
- передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В этом случае заявление и документы должны быть заверены электронной цифровой подписью лица, представляющего это заявление, или его представителя.
Если в ЕГРН отсутствуют сведения о постановке на учет в налоговых органах иностранного гражданина (лица без гражданства), обратившегося с заявлением о постановке на учет, то в этом случае постановка его на учет осуществляется налоговым органом по месту жительства (месту пребывания) в течение пяти рабочих дней со дня получения этого заявления. В тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) иностранному гражданину свидетельство о постановке на учет по форме N 2-1-Учет (далее - Свидетельство о постановке на учет), утвержденной приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@.
Датой постановки на учет в налоговом органе иностранного гражданина в этом случае является дата внесения сведений в ЕГРН о постановке его на учет.
При наличии в ЕГРН сведений о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания) иностранного гражданина, обратившегося с заявлением о постановке на учет, постановка его на учет в указанном налоговом органе не осуществляется. В этом случае заявление о постановке на учет служит лишь основанием для выдачи (направления заказным письмом) этому иностранному гражданину Свидетельства о постановке на учет (п. 15 Особенностей учета иностранных граждан; см. также письмо Минфина России от 09.12.2011 N 03-02-07/1-428).
______________________________
*(1) В целях учета иностранных граждан в налоговых органах место проживания иностранного гражданина (лица без гражданства) в РФ приравнивается к его месту жительства в Российской Федерации (п. 1 Особенностей учета иностранных граждан).
*(2) Ранее функции по контролю и наздору в сфере миграции осуществляла Федеральная миграционная служба, однако она была упразднена указом Президента РФ N 156 от 05.04.2016. Её функции и полномочия переданы МВД России. В настоящий момент на МВД распространяется действие нормативных правовых актов и актов управления упраздненной ФМС в сфере миграции впредь до издания собственных нормативных правовых актов (п. 2 ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах