Уточненное требование об уплате налога (сбора), страховых взносов, пеней, штрафа, процентов
Уточненное требование направляется налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сборов, страховых взносов) в случае, если обязанность указанного лица по уплате налога, сбора, страховых взносов изменилась после направления требования об их уплате (ст. 71 НК РФ).
При возникновении соответствующих обстоятельств направление уточненного требования об уплате недоимки (пеней, штрафов, процентов) является обязанностью налогового органа.
При этом НК РФ специально не предусматривает, какое именно изменение налоговых обязательств (в том числе в большую или в меньшую сторону) должно повлечь выставление уточненного требования (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 03.07.2008 N Ф04-3200/2008(5455-А46-41), Пятого ААС от 03.10.2013 N 05АП-10230/13).
В силу п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога изменяется (также как возникает и прекращается) исключительно при наличии оснований, установленных НК РФ или иными актами законодательства о налогах и сборах.
Суды со ссылками на положения п.п. 2, 3 ст. 44, п.п. 2, 3 ст. 78 НК РФ считают, что изменением налоговой обязанности является изменение ее содержания на основании:
- принятия нормативного правового акта, который изменяет какой-либо акт законодательства о налогах и сборах, определявший содержание налоговой обязанности, и имеющий при этом обратную силу (ст. 1 НК РФ);
- зачета налоговым органом излишне уплаченных или взысканных сумм налогов (пеней, штрафов, сборов, процентов) после направления налогоплательщику первоначального требования;
- предоставления налогоплательщику рассрочки (отсрочки) уплаты налога (п. 1 ст. 61 НК РФ).
См. постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2013 N Ф02-176/13, ФАС Северо-Западного округа от 24.05.2012 N Ф07-3444/12, ФАС Центрального округа от 03.02.2012 N Ф10-5477/11, ФАС Дальневосточного округа от 03.10.2011 N Ф03-4732/11, ФАС Поволжского округа от 12.04.2011 N Ф06-1437/11 и другие.
Кроме того, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 25.12.2013 N Ф03-6405/2013 (определением ВАС РФ от 18.04.2014 N ВАС-4170/14 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ) суды пришли к выводу о возможности изменения обязанности по уплате налога в случае принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе налогоплательщика, изменяющего решение нижестоящего налогового органа (ст. 101.2 НК РФ). В этом случае направление уточненного требования признано правомерным (см. также постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.04.2010 N Ф03-1568/2010).
В свою очередь судебный акт не может изменять или прекращать реально существующую обязанность налогоплательщика по уплате налога, поскольку такое основание НК РФ не предусмотрено. В связи с чем у налогового органа отсутствует как право, так и обязанность направлять налогоплательщику уточненное требование в случае, если решение налогового органа по результатам налоговой проверки, явившееся основанием для направления "первичного" требования об уплате доначисленных сумм, признано судом частично недействительным. Таково мнение Минфина России, выраженное в письме от 16.04.2009 N 03-02-07/1-191. Позиция судов аналогична, о чем свидетельствуют приведенные выше постановления (см. также постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.11.2012 N Ф02-4711/12, ФАС Северо-Западного округа от 21.01.2011 N Ф07-13708/2010, ФАС Уральского округа от 07.09.2010 N Ф09-7145/10-С3).
Как следует из арбитражной практики, не является обстоятельством, изменяющим налоговую обязанность налогоплательщика, и, следовательно, не является основанием для выставления уточненного требования:
- частичное погашение задолженности по уплате налогов. В противном случае после каждого факта частичной уплаты по первоначально выставленному требованию инспекция обязана была бы выставить уточненные требования на оставшуюся сумму (постановления ФАС Московского округа от 13.09.2012 N Ф05-9890/12, ФАС Уральского округа от 22.03.2010 N Ф09-1743/10-С2, Восьмого ААС от 04.12.2009 N 08АП-7827/2009);
- изменение суммы налога к уплате в связи с представлением уточненной налоговой декларации (постановление ФАС Уральского округа от 19.05.2011 N Ф09-2411/11, Пятого ААС от 21.10.2013 N 05АП-10668/13). Следует заметить, что существует и иная позиция. В постановлении ФАС Центрального округа от 15.11.2012 N Ф10-3869/12 суд отклонил довод налогового органа о том, что представление уточненной налоговой декларации не отвечает понятию "изменение налоговых обязательств" и указали на обязанность инспекции направить уточненное требование;
- отзыв ранее направленного налогоплательщику требования (постановление Девятого ААС от 08.12.2011 N 09АП-31122/11). Формой требования об уплате налога, утвержденной приказом ФНС России от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@, предусмотрен отзыв первичного требования в случае направления налогоплательщику уточненного требования. Вместе с тем сам по себе факт отзыва направленного требования не может устанавливать, изменять или прекращать обязанность налогоплательщика по уплате налога.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.