Порядок зачета излишне уплаченных (взысканных) сумм налога, страховых взносов, пеней, штрафов по инициативе налоговых органов
Зачет излишне уплаченных или взысканных сумм налога, страховых взносов, пеней, штрафов по инициативе налоговых органов возможен исключительно в счет погашения недоимки (задолженности) налогоплательщика (п. 5 ст. 78 НК РФ).
Зачет излишне взысканной суммы налога предусмотрен п. 1 ст. 79 НК РФ как исключительная мера, направленная на исполнение обязанности налогоплательщика по уплате имеющихся у него недоимки и (или) задолженности по соответствующим пеням и штрафам (письмо Минфина России от 23.11.2012 N 03-02-07/1-293).
Какого-либо заявления от плательщика (равно как и его согласия на зачет) не требуется - налоговый орган самостоятельно, без предварительного уведомления, направляет сумму излишне уплаченного либо взысканного налога на погашение имеющейся задолженности того же вида (см. также определения Конституционного Суда РФ от 24.09.2013 N 1277-О и от 08.02.2007 N 381-О-П (п. 2)).
Принудительный (то есть по инициативе налогового органа) зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм налоговых платежей не может быть осуществлен в отношении задолженности, которая в силу положений ст. 45 НК РФ подлежит взысканию в судебном порядке (п. 32 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Самостоятельно направить сумму переплаты в счет будущих платежей налогоплательщика налоговый орган не вправе (письмо Минфина России от 23.11.2012 N 03-02-07/1-293). В этом случае для зачета переплаты или её возврата требуется заявление налогоплательщика (п. 4 ст. 78, п. 2 ст. 79 НК РФ).
Для проведения зачета в одностороннем порядке необходимо одновременное соблюдение следующих условий:
1) Сумма задолженности, которую налоговый орган собирается погасить за счет излишне уплаченного (взысканного) налога (пеней, штрафов), должна быть сверена с налогоплательщиком.
Под такой задолженностью понимается задолженность, установленная в справке о состоянии расчетов с бюджетом или акте сверки расчетов, в уплату которой денежные средства на момент обнаружения переплаты не поступали (п. 3.1.4 Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам*(1)).
Справка налогового органа*(2), содержащая данные лицевого счета о размере недоимки на определенную дату, в случае несогласия налогоплательщика с этими сведениями, при отсутствии иных документов, не является достаточным доказательством задолженности по налогу.
Дополнительным доказательством наличия недоимки могут являться:
- налоговые декларации (расчеты);
- акты налоговых проверок;
- решения инспекции по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок.
Указанные документы содержат информацию не только о размере недоимки, но и об основаниях, а также моменте ее возникновения (постановление Президиума ВАС РФ от 22.01.2013 N 9880/12).
2) Зачет излишне уплаченного (взысканного) налога, страховых взносов, пеней, штрафов в счет имеющейся задолженности может быть осуществлен только до момента истечения срока на ее принудительное взыскание.
Нормы ст.ст. 78, 79 НК РФ не определяют срок, за пределами которого налоговый орган не вправе произвести зачет суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в счет имеющейся у налогоплательщика недоимки (задолженности по пеням, штрафам).
Вместе с тем зачет является разновидностью (формой) уплаты налога (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ) и на него распространяются общие положения о сроках реализации прав налоговых органов на принудительное взыскание налогов (пеней, штрафов) (ст.ст. 46-48, 69, 70, 113, 115 НК РФ). В связи с этим судьи указывают на недопустимость проведения по инициативе налогового органа зачета излишне уплаченного (взысканного) налога (пеней, штрафов) в счет погашения задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена (п. 3 определения Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 N 381-О-П, п. 32 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, постановления Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 N 6544/09, ФАС Поволжского округа от 01.04.2014 N Ф06-4595/13).
Решение о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в счет недоимки (задолженности по пеням, штрафам)*(3) принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня (любого из них):
- обнаружения факта излишней уплаты налога (см. также постановление ФАС Дальневосточного округа от 09.12.2013 N Ф03-5644/13);
- подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась;
- вступления в силу решения суда.
Несмотря на указанный выше порядок проведения зачета в одностороннем порядке, налогоплательщик не лишен права представить соответствующее заявление о зачете имеющейся у него переплаты в счет погашения недоимки по иным налогам (задолженности по пеням, штрафам) (п. 5 ст. 78 НК РФ).
В таком случае решение о зачете принимается налоговым органом в течение 10 рабочих*(4) дней со дня:
- получения указанного заявления налогоплательщика. Заявление может быть представлено как в письменном виде, так и электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи*(5);
- подписания акта совместной сверки уплаченных налогов, если такая совместная сверка проводилась.
О принятом решении налоговый орган обязан в письменной форме известить налогоплательщика (п. 9 ст. 78 НК РФ). В течение 5 рабочих дней*(4) со дня вынесения соответствующего решения руководителю организации, физическому лицу (их представителям) направляется:
- сообщение, форма которого утверждена приказом ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@;
- копия Решения налогового органа о зачете (п.п. 3.1.4 Методических рекомендаций).
С 1 июля 2015 года обязанность сообщать налогоплательщику о зачете (возврате) налога только в письменной форме исключена. По сути, внесенные изменения приведены в соответствие с положениями абзаца 2 п. 9 ст. 78 НК РФ, согласно которым сообщение может быть передано лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Под иным способом подразумевается, конечно же, не только направление сообщения путем почтового отправления, но также и по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика. Соответственно, в последних двух случаях сообщение может быть отправлено только в электронной форме. Изменения внесены в п. 9 ст. 78 НК РФ Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ.
Зачет, проведенный налоговым органом с нарушением положений НК РФ, налогоплательщик может обжаловать в порядке, установленном гл.гл. 19-20 НК РФ.
Незаконно зачтенные суммы признаются излишне взысканными. В этом случае налогоплательщик вправе потребовать не только возврата таких сумм, но и взыскать проценты за незаконно произведенный зачет имевшейся переплаты в счет недоимки (см., например, постановление ФАС Московского округа от 05.07.2013 N А40-108407/12-91-551).
______________________________
*(1) Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам предоставляется налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по запросу (пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ). Для подготовки такой справки и направления ее указанному лицу (его представителю) налоговому органу отведено 5 рабочих дней.
*(2) Формы справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, порядок их заполнения и формат представления указанных справок в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) утверждены приказом ФНС России от 28.12.2016 N ММВ-7-17/722@ (вступил в силу с 06.02.2017).
*(3) Форма решения утверждена приказом ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@.
*(4) Исходя из п. 6 ст. 6.1 НК РФ, срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем. Поэтому сроки, установленные ст. 78 НК РФ для принятия решения налоговым органом о зачете и сообщения о нем налогоплательщикам, исчисляются именно в рабочих днях.
*(5) Заявление о зачете имеющейся у налогоплательщика переплаты в счет погашения недоимки по иным налогам (задолженности по пеням, штрафам) может быть представлено через личный кабинет налогоплательщика
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.