Повторное инкассовое поручение на взыскание налоговой задолженности
Нормы НК РФ прямо не указывают на возможность повторного выставления налоговым органом поручения (инкассового поручения) на взыскание налоговой задолженности, равно как и не содержат для этого какого-либо запрета.
Суды признают право налогового органа на перевыставление инкассовых поручений, если в результате таких действий не допущено двойного взыскания налога.
Так, повторные поручения на взыскание налога могут быть выставлены к иным счетам налогоплательщика в случае, если выставленные в установленный п. 3 ст. 46 НК РФ срок инкассовые поручения возвращаются банком по причине закрытия налогоплательщиком расчетного счета. См. например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14.12.2011 N Ф01-5348/11, ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.04.2012 N Ф02-1265/12.
Президиум ВАС РФ в постановлении от 04.02.2014 N 13114/13 (далее - Постановление N 13114/13) указал, что в НК РФ отсутствуют положения, содержащие запрет или ограничения на выставление налоговым органом инкассовых поручений к иным счетам налогоплательщика в случае их возврата по причине закрытия расчетного счета либо регламентирующие сроки совершения таких действий.
В этом случае предельный срок для выставления таких поручений определяется в соответствии с положениями п. 1 ст. 47 НК РФ - 1 год с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Иные ситуации, в которых выставление повторных поручений (инкассовых поручений) на взыскание налога признаются судами правомерными:
- если по каким-либо причинам первоначальное поручение было отозвано налоговым органом (постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.01.2009 N А05-6505/2008);
Пунктом 4.1. ст. 46 НК РФ (добавленным в ст. 46 НК РФ Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ) предусмотрены следующие основания для отзыва налоговым органом направленного в банк поручения:
- изменение срока уплаты налога (сбора, пени, штрафа) - предоставление отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита (гл. 9 НК РФ);
- исполнение обязанности по уплате налогов (сборов, пеней, штрафов), в том числе в связи с произведенным зачетом (ст. 78 НК РФ);
- списание налоговой задолженности, признанной безнадежной к взысканию (ст. 59 НК РФ);
- уменьшение сумм налога (сбора, пени) в связи с представлением уточненной налоговой декларации (ст. 81 НК РФ);
- поступление в налоговый орган от банка информации об остатках денежных средств на других счетах (остатках ЭДС) налогоплательщика (п.п. 5, 9 ст. 76, п. 2 ст. 86 НК РФ), с которых может быть произведено взыскание по принятому решению.
В этих случаях представляется вполне логичным повторное направление поручения на взыскание налога со счетов, на которых для этого достаточно денежных средств (ЭДС), либо в сумме уже откорректированной задолженности*(1).
- если первоначальные инкассовые поручения были возвращены банком по причине неверного заполнения (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.01.2009 N Ф04-8140/2008(18774-А81-34)). Банк не принимает поручение к исполнению и возвращает его отправителю (либо направляет уведомление в электронном виде об аннулировании распоряжения) в случае отрицательного контроля при процедуре приема к исполнению поручения. Соответствующие условия закреплены в п.п. 2.1, 2.13 положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П.
Стоит отметить, что существуют и альтернативные выводы (сделанные судами до выхода Постановления N 13114/13). Так на отсутствие правовых оснований для повторного выставления инкассовых поручений в ситуации, когда первичные поручения возвращены по причине закрытия расчетного счета, указал суд в постановлении ФАС Центрального округа от 25.10.2010 по делу N А09-3231/2010. При этом одним из аргументов признания действий налогового органа неправомерными послужил факт нарушения требований к оформлению этих поручений - в графе "назначение платежа" было указано решение о взыскании, которое налоговой инспекцией не принималось.
В постановлении ФАС Центрального округа от 26.03.2012 N А48-1919/2011 суд также признал незаконными действия налогового органа по повторному выставлению инкассового поручения. Однако основанием для этого послужило, в том числе, выставление поручения по истечении более чем 4 лет после вынесения решения об обращении взыскания на денежные средства, то есть за пределами установленного ст.ст. 46 и 47 НК РФ срока на взыскание.
______________________________
*(1) В этой связи представляет интерес логика суда в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 17.01.2013 N Ф04-6474/12, в котором рассматривалась правомерность ситуации с приостановлением и возобновлением действия инкассового поручения (причем до введения п. 4.1 ст. 46 НК РФ, на сегодняшний день предусматривающим такую возможность). Суд пришел к выводу, что действия налогового органа не являются нарушением процедуры принудительного взыскания, напротив, действия Инспекции свидетельствуют о недопущении нарушения прав налогоплательщика на взыскание суммы в большем размере, нежели реальная задолженность
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах