Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов
Органы, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов, определены ст. 63 НК РФ.
При это функции уполномоченных органов по принятию такого решения разграничены в зависимости, в том числе, от вида налога, от формы изменения срока его уплаты, от предельного периода, на который установленный срок уплаты налога может быть перенесен.
Так, органом, уполномоченным принимать решение о соответствующем изменении срока уплаты налога, может быть:
Уполномоченный орган | Полномочия | Примечание |
ФНС России*(1) (пп. 1 п. 1 ст. 63 НК РФ, п. 1 Положения о ФНС России, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506) | 1) Принятие решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов, пеней, штрафов (например, НДС, водного налога и т.п.) в части, зачисляемой в федеральный бюджет на срок, не превышающий трех лет 2) Принятие решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов, пеней, штрафов в части, зачисляемой в региональные и местные бюджеты на срок, не превышающий один год 3) Принятие решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по федеральным налогам (сборам, пеням, штрафам) 4) Принятие решения о предоставлении отсрочки и рассрочки по уплате страховых взносов на срок, не превышающий 1 год Исключения: 1) налоги, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (НДС, акцизы) (пп. 3 п. 1 ст. 63 НК РФ); 2) государственная пошлина (пп. 4 п. 1 ст. 63 НК РФ); 3) НДФЛ, подлежащий уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами (пп. 6 п. 1 ст. 63 НК РФ); 4) предоставление инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль в части, относящейся к зачисляемой в бюджеты субъектов РФ (пп. 7 п. 1 ст. 63 НК РФ) | Налоговые органы осуществляют свои полномочия по изменению срока уплаты налога (сбора, пени, штрафа) в Порядке, утвержденном приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-8/683@ (далее - Порядок) (п. 8 ст. 61 НК РФ). Заинтересованное лицо, претендующее на изменение срока федеральных налогов, обращается в ФНС России через управление ФНС России по субъекту РФ по месту своего нахождения (месту жительства) либо через межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (п. 16 Порядка, письмо ФНС России от 24.10.2016 N 03-02-08/61822) |
Налоговые органы (управления ФНС России по субъекту РФ) по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица*(2) (п. 8 ст. 61, пп. 2 п. 1 ст. 63 НК РФ, п. 16 Порядка) | Принятие решения о предоставлении отсрочки или рассрочки на срок не более 1 года по региональным налогам | Решение налогового органа о предоставлении отсрочки (рассрочки) должно быть согласовано с соответствующим финансовым органом субъекта РФ. Указанные органы не уполномочены принимать решение об изменении срока уплаты региональных налогов в форме инвестиционного налогового кредита (письмо Минфина России от 31.12.2010 N 03-02-07/1-614) |
Налоговые органы по месту нахождения заинтересованного лица (п. 17 Порядка) | Принятие решения о предоставлении отсрочки или рассрочки на срок до 1 года, а также инвестиционного налогового кредита по местным налогам | Решение налогового органа об изменении срока уплаты налоговых платежей должно быть согласовано с соответствующим финансовым органом муниципального образования (письмо Минфина России от 03.07.2013 N 03-02-07/1/25500) |
Налоговые органы по месту жительства заинтересованного лица (п. 17 Порядка) | Принятие решения о предоставлении отсрочки или рассрочки на срок до 1 года по местным налогам | Решение налогового органа о предоставлении отсрочки (рассрочки) должно быть согласовано с соответствующим финансовым органом муниципального образования |
Органы (должностные лица), уполномоченные в соответствии с главой 25.3 НК РФ совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина (пп. 3 п. 1 ст. 63, п. 1 ст. 333.16 НК РФ) | Принятие решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате государственной пошлины | К числу таких уполномоченных органов относятся суды (п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22, п. 3 ст. 333.23, п. 1 ст. 333.41 НК РФ) |
ФТС России*(3) или уполномоченные им таможенные органы (пп. 4 п. 1 ст. 63 НК РФ) | Решение об изменении срока уплаты налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (НДС, акцизы) | |
Налоговые органы (инспекция ФНС) по месту жительства физического лица*(1) (п. 8 ст. 61, пп. 6 п. 1 ст. 63 НК РФ, п. 17 Порядка). | Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по НДФЛ, подлежащему уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами. При сумме НДФЛ с указанных доходов, превышающей 100 000 рублей, решение принимается по согласованию с УФНС по соответствующему субъекту РФ | Письма Минфина России от 05.06.2013 N 03-04-05/20756, от 14.01.2013 N 03-02-08/1, от 01.11.2012 N 03-02-08/95, от 02.08.2012 N 03-04-05/7-908, от 22.03.2012 N 03-04-05/9-358, от 20.04.2011 N 03-02-08/44, УФНС России по г. Москве от 28.07.2011 N 20-14/3/074179@ и др. |
Органы, уполномоченные на это законодательством субъектов РФ (пп. 7 п. 1 ст. 63 НК РФ) | При решении вопроса о предоставлении инвестиционного налогового кредита по: - налогу на прибыль организаций в части, установленной для зачисления в бюджеты субъектов РФ; - региональным налогам. | Указанные функции не могут быть возложены на налоговые органы (письма Минфина России от 21.01.2013 N 03-02-07/1-13, от 28.07.2011 N 03-02-07/1-266)*(4). Уполномоченным органом в данном случае может быть, к примеру, финансовый орган (письмо Минфина России от 13.01.2011 N 03-02-07/1-3). При этом положения НК РФ не устанавливают порядка принятия соответствующего решения (Порядок разработан только для налоговых органов). То есть положения, направленные для упорядочения принятия таких решений, также могут быть предусмотрены законодательством субъектов РФ (письмо Минфина России от 13.12.2010 N 03-02-07/1-591) |
В установленных НК РФ случаях согласование уполномоченным органом решения об изменении срока уплаты налога (сбора, пеней, штрафов) с иными органами (финансовыми органами, УФНС России по субъекту РФ), является обязательным условием. Отсутствие такого согласования влечет отказ в предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита (постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.04.2007 N А66-8016/2006).
Пункт 6 ст. 61 НК РФ распространяет действие главы 9 НК РФ на налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами (ст. 18 НК РФ). При этом глава 9 НК РФ не содержит каких-либо особенностей изменения срока уплаты таких налогов, как и не определяет иных лиц, уполномоченных принимать решения об изменении срока уплаты налогов, предусмотренных спецрежимами.
Учитывая, что применение спецрежимов, как правило, освобождает налогоплательщика от уплаты основных федеральных налогов, заинтересованному лицу, претендующему на изменение срока уплаты налога, предусмотренного специальным налоговым режимом, можно обратиться с соответствующим заявлением в ФНС России (через УФНС России по субъекту РФ по месту своего нахождения (месту жительства) либо через межрайонную инспекцию ФНС России). Кроме того, для определения органа, уполномоченного принять решение об изменении срока уплаты налога, есть смысл учитывать, в какой бюджет подлежит зачислению налог (либо его часть). См. постановления ФАС Поволжского округа от 21.01.2010 N А12-10551/2009, ФАС Дальневосточного округа от 10.11.2004 N Ф03-А16/04-2/2613, письма Минфина России от 28.06.2010 N 03-02-08/44, УФНС России по г. Москве от 02.04.2009 N 16-15/031174.
______________________________
*(1) В части сумм федеральных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, решение принимается по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований (п. 2 ст. 63 НК РФ).
*(2) Если региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов РФ и (или) местные бюджеты, то изменение сроков уплаты налога согласовывается в части сумм, подлежащих зачислению в:
- бюджеты субъектов РФ - с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ;
- местные бюджеты - с финансовыми органами соответствующих муниципальных образований.
*(3) Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 "О Федеральной таможенной службе", п. 1.
*(4) ФНС России и его территориальные органы действуют в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами (п.п. 1, 3 ст. 30, п.п. 1, 2 ст. 32, п.п. 1, 2 ст. 33 НК РФ, ст.ст. 1, 2 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации"). Законами субъектов РФ на них не могут быть возложены иные обязанности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах