Ошибки при заполнении платежного поручения на перечисление налогов и сборов
При перечислении налогов и сборов большое значение имеет правильность заполнения платежных поручений. Ведь от этого зависит факт своевременного поступления сумм налоговых платежей в бюджет.
Если же поручения оформлены с ошибками, то это может явиться причиной:
- незачисления денежных средств по назначению;
- несвоевременного отражения платежей в карточке расчетов с бюджетом, что автоматически приведет к расхождениям в учете уплаченных налогов между данными плательщика и налоговых органов.
Это, в свою очередь, может привести к возникновению недоимки, начислению пеней и применению налоговым органом мер по принудительному взысканию налога.
Конечно же, не каждая ошибка может привести именно к таким последствиям.
В соответствии со ст. 45 НК РФ ошибки подразделяются на 2 группы:
1) которые приводят к неисполнению обязанности по уплате налогов (сборов);
2) при допущении которых обязанность по уплате налогов (сборов) считается исполненной.
Поэтому последствия будут зависеть от того, привела допущенная ошибка к неуплате налога в бюджет или нет.
1) Ошибки, которые приводят к неисполнению обязанности по уплате налогов (сборов)
К ним относится неверное указание в платежном поручении (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ):
- номера счета Федерального казначейства (реквизит "17" платежного поручения);
- наименования банка получателя (реквизит "13" платежного поручения).
Данные ошибки приводят к тому, что плательщик признается не исполнившим обязанность по уплате налога (сбора), что может повлечь начисление пеней и применение ответственности в соответствии со ст.ст. 122 и 123 НК РФ.
В такой ситуации ФНС России рекомендует налогоплательщикам повторно заплатить налог, правильно указав в платежном поручении реквизиты получателя платежа, а потом уже разбираться со старым платежом (письмо ФНС России от 06.09.2013 N ЗН-3-1/3228).
Для возврата ошибочно перечисленных денежных средств необходимо обратиться в налоговый орган по месту своего учета с соответствующим заявлением и с приложением к нему копии платежного документа (письмо ФНС России от 31.03.2015 N ЗН-4-1/5201@).
Ошибки в указании номера счета и банка получателя могут быть допущены не только налогоплательщиком, но и банком. Особенности уточнения сумм налогов в подобного рода ситуации НК РФ не урегулированы. Исходя из разъяснений Минфина России, представленных в письме от 03.06.2014 N 03-02-08/26491, в этом случае налогоплательщику следует представить в налоговый орган по месту своего учета заявление об уточнении сумм налогов, ошибочно перечисленных банком на счет не того органа Федерального казначейства, с приложением документов, подтверждающих уплату соответствующих налогов и их перечисление в бюджет.
2) Ошибки, при допущении которых обязанность по уплате налогов (сборов) считается исполненной
Неточности в других реквизитах платежного поручения (за исключением реквизитов "13" и "17" (наименование банка и номер счета получателя соответственно)), не являются основанием считать налогоплательщика не исполнившим или ненадлежащим образом исполнившим обязанность по уплате налога (письмо ФНС России от 10.10.2016 N СА-4-7/19125).
В этом случае плательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с просьбой уточнить (абз. второй п. 7 ст. 45 НК РФ):
- основание платежа (реквизиты "106", "108", "109" платежного поручения);
- тип платежа (реквизит "110" поручения - отменен с 01.01.2015) (см. также письмо Минфина России от 04.05.2009 N 03-02-07/1-217);
- принадлежность платежа (КБК (реквизит "104" и ОКТМО (реквизит "105");
- налоговый период (реквизит "107" платежного поручения);
- статус плательщика (реквизит "101" поручения, Приложение N 5 к Правилам).
Неточности, допущенные при указании КБК, ОКТМО, хотя и не являются основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной, тем не менее могут стать причиной отнесения платежей с такими ошибками к разряду невыясненных, что, в свою очередь, может привести к несвоевременному отражению поступлений в карточках расчетов с бюджетом по налогам (п. 14 Порядка, утв. приказом Минфина России от 18.12.2013 N 125н).
Поэтому в интересах налогоплательщика - как можно раньше обнаружить ошибку и представить в налоговый орган заявление об уточнении платежа. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие уплату налога и его перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства (платежное поручение с отметкой банка об исполнении).
Налоговый орган выносит решение об уточнении платежа и извещает налогоплательщика о принятом решении. При этом осуществляется пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджет до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах