Ограничения на проведение налоговых проверок при осуществлении налогового мониторинга
Проведение налогового контроля в форме налогового мониторинга предусматривает ограничение права налоговых органов на проведение камеральных и выездных налоговых проверок. Однако такое ограничение установлено только в отношении проверок периода, за который осуществляется налоговый мониторинг, и имеет исключения.
Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год (п. 4 ст. 105.26 НК РФ). Период, за который проводится налоговый мониторинг, указывается в решении налогового органа о его проведении.
Налоговый мониторинг может проводиться в отношении нескольких периодов подряд. При этом решение о проведении налогового мониторинга принимается налоговым органом в соответствии с п.п. 4 и 7 ст. 105.27 НК РФ в отношении каждого из таких периодов.
Камеральные налоговые проверки - не проводятся при представлении налоговых деклараций (расчетов) за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинг. Исключение составляют следующие случаи (п. 1.1 ст. 88 НК РФ):
1) представление налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
2) представление налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;
3) представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);
4) досрочное прекращение налогового мониторинга.
Выездные налоговые проверки - налоговые органы не вправе проводить за период, за который проводится налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика. Указанное ограничение не действует в следующих случаях (п. 5.1 ст. 89 НК РФ):
1) проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
2) досрочное прекращение налогового мониторинга;
3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа. В случае проведения выездной налоговой проверки по этому основанию, предметом выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с мотивированным мнением;
4) представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).
Согласно изменениям, внесенным в п. 1 ст. 105.26 НК РФ Федеральным законом от 03.07.2016 N 240-ФЗ и вступившим в силу 3 августа 2016 г., при проведении налогового мониторинга в отношении участника консолидированной группы налогоплательщиков (далее - КГН) проверяется также правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по КГН. Одновременно установлены и ограничения в отношении выездных налоговых проверок консолидированной группы налогоплательщиков.
При проведении выездной налоговой проверки КГН налоговые органы не вправе проверять правильность определения полученных доходов и осуществленных расходов участником КГН за период, за который в отношении него проводится (проведен) налоговый мониторинг (п. 4.1 ст. 89.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 240-ФЗ). Указанное ограничение не действует в следующих случаях:
1) проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
2) досрочное прекращение налогового мониторинга;
3) невыполнение участником КГН направленного ему мотивированного мнения налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налога на прибыль организаций. В этом случае налоговый орган вправе проверить правильность определения полученных доходов и осуществленных расходов указанным участником КГН в соответствии с мотивированным мнением налогового органа;
4) представление ответственным участником КГН уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по КГН за период проведения налогового мониторинга, в которой по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией:
уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, или увеличена сумма полученного убытка,
причем такое изменение связано с уменьшением доходов (увеличением расходов) участником КГН, в отношении которого проводился налоговый мониторинг.
Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами - не является предметом налогового мониторинга в силу п. 1 ст. 105.26 НК РФ. Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением контролируемых сделок осуществляется ФНС России (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).
Более того, в силу прямой нормы п. 10 ст. 105.30 НК РФ при проведении налогового мониторинга налоговый орган не вправе направлять организации мотивированное мнение по вопросам, связанным с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам.
Вместе с тем у налогового органа, проводящего налоговый мониторинг, возникают определенные обязанности. В случае обнаружения факта совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены организацией в соответствии с п. 2 ст. 105.16 НК РФ, налоговый орган обязан:
- известить ФНС России о таком факте и направить полученные им сведения о таких сделках;
- уведомить налогоплательщика о направлении указанных извещения и сведений не позднее 10 рабочих дней с даты их направления в ФНС России (п. 6 ст. 105.16 НК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах