Обоснование налоговым органом необходимости ареста имущества организации
Одним из условий наложения ареста на имущество налогоплательщика является наличие у налогового органа достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество (п. 1 ст. 77 НК РФ).
При этом ни нормы НК РФ, ни иные нормативно-правовые акты не содержат перечень оснований (конкретных обстоятельств), позволяющих сделать вывод о намерении организации скрыться или скрыть свое имущество (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2008 N Ф04-1009/2008(685-А27-26).
До недавнего времени при принятии решения о наложении ареста на имущество налогоплательщика налоговые органы руководствовались Методическими рекомендациями по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в обеспечение обязанности по уплате налога, утвержденными приказом МНС РФ от 31.07.2002 N БГ-3-29/404 (далее - Методические рекомендации).
Пункт 3 Методических рекомендаций содержал перечень оснований, свидетельствующих о том, что налогоплательщик предпримет меры скрыться либо скрыть свое имущество.
Под такими основаниями указанный пункт рекомендовал понимать одно из нижеследующих оснований:
а) наличие на балансе налогоплательщика движимого имущества, в т.ч. ценных бумаг, денежные средства от реализации которого достаточны для погашения более 25% суммы неуплаченного налога;
б) наличие на балансе налогоплательщика дебиторской задолженности, возможной к взысканию, если налогоплательщик не принимает мер к взысканию в установленном законом порядке в течение более одного квартала;
в) размер общей суммы налоговой задолженности превышает 50% балансовой стоимости имущества налогоплательщика;
г) получение налоговым органом сведений из органов прокуратуры, налоговой полиции, внутренних дел, ФСФО России и из иных официальных источников, свидетельствующих о выводе (сокрытии) активов организации или о намерении должностных лиц налогоплательщика скрыться;
д) анализ должностными лицами налогового органа деятельности налогоплательщика, позволяющий сделать вывод о возможном уклонении от уплаты налога, например:
- систематическое уклонение налогоплательщика от явки в налоговый орган,
- организацией налогоплательщиком срочной распродажи имущества или переоформление имущества на подставных лиц,
- участие посреднических фирм в расчетах налогоплательщика за его продукцию,
- аккумулирование средств налогоплательщика на счетах других юридических лиц;
е) иные обстоятельства и сведения, которые могут быть признаны налоговым органом основанием для наложения ареста, в том числе:
- неисполнение налогоплательщиком решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки;
- получение налоговым органом сведений о фактах сокрытия выручки от реализации товаров (работ, услуг) за прошлые налоговые периоды, по которым наступил срок уплаты налога;
- получение налоговым органом сведений о фактах неуплаты косвенных налогов за прошлые налоговые периоды или о фактах необоснованного возмещения сумм косвенных налогов из бюджета;
- несовпадение местонахождения имущества организации должника с его юридическим адресом;
- руководитель организации должника выступает учредителем нового юридического лица и осуществляет передачу имущества руководимого им юридического лица в качестве уставного капитала вновь создаваемой организации;
- юридическое лицо не представляет в налоговые органы необходимые для расчета налогов документы два и более отчетных периода и при этом невозможно найти руководство юридического лица по указанному в учредительных документах адресу.
Приказом ФНС России от 11.10.2011 N ММВ-7-8/639@ Методические рекомендации утратили силу.
Но и в период их действия суды не всегда признавали правомерным решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика, основывающееся на указанных в Методических рекомендациях обстоятельствах.
Так, отдельные суды не принимали в качестве оснований для ограничения прав налогоплательщика в отношении его имущества в порядке ст. 77 НК РФ:
- непринятие налогоплательщиком мер к погашению задолженности перед бюджетом по налоговым платежам (непринятие мер по взысканию в установленном законом порядке имеющейся дебиторской задолженности в течение более одного квартала, наличие на балансе оборотных активов, денежные средства от реализации которых достаточны для погашения взыскиваемой задолженности по налогам) (постановление ФАС Центрального округа от 26.08.2011 N Ф10-3129/2011);
- предположения налогового органа о том, что налоговая задолженность налогоплательщика не будет погашена, т.к. другие организации, также учрежденные лицом, являющимся директором и учредителем налогоплательщика, прекратили свою деятельность, и имеют задолженность по обязательным платежам (постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.11.2010 N Ф07-10631/2010);
- предположения налогового органа о возможных последующих действиях налогоплательщика по отношению к своему движимому и недвижимому имуществу (постановление Седьмого ААС от 21.02.2011 N 07АП-206/2011).
К числу доказательств, подтверждающих наличие оснований полагать, что налогоплательщик предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество, суды относят факты (постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.11.2010 N Ф07-10631/2010):
- сокрытия налогоплательщиком активов,
- распродажи имущества,
- переоформления имущества на подставных лиц,
- сокрытия выручки,
- непредставления налоговой отчетности и т.п.
На сегодняшний день определение и оценка конкретных обстоятельств, позволяющих полагать о намерении налогоплательщика скрыться или скрыть свое имущество, относится к компетенции налогового органа и согласовывается с прокурором при санкционировании принятого решения.
Основания, позволяющие полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество, указываются в постановлении о наложении ареста имущества налогоплательщика (форма утв. приказом ФНС России от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах