Сроки и порядок уведомления налоговых органов о контролируемых иностранных компаниях
Срок уведомления налоговых органов о контролируемых иностранных компаниях зависит от того, в каком порядке налогоплательщик был признан их контролирующим лицом.
Если налогоплательщик самостоятельно (по собственной инициативе) признал себя контролирующим лицом, то уведомление о контролируемых иностранных компаниях (далее - Уведомление) он должен представить в налоговый орган в срок не позднее 20 марта года, следующего за годом возникновения обязанности, предусмотренной пп. 3 п. 3.1 ст. 23 НК РФ (п. 13 ст. 25.13, п. 2 ст. 25.14 НК РФ, см. также письма Минфина России от 03.09.2015 N 03-04-08/50752, ФНС России от 04.04.2016 N ЕД-3-13/1427@).
Если налогоплательщик признает себя контролирующим лицом по инициативе налогового органа, по факту получения от него требования представить Уведомление (далее - Требование), то Уведомление представляется в срок, установленный налоговым органом, который не может составлять менее тридцати дней с даты получения Требования (п. 8 ст. 25.14 НК РФ). Отметим, что действовавшая до 15.03.2016 редакция п. 8 ст. 25.14 НК РФ не устанавливала минимально допустимого срока для представления Уведомления по требованию налогового органа.
В силу п. 6 ст. 6.1 НК РФ установленный п. 8 ст. 25.14 НК РФ минимальный тридцатидневный срок должен исчисляться в рабочих днях, то есть днях, которые не признаются в соответствии с законодательством РФ выходными и (или) нерабочими праздничными днями. Его течение начинается на следующий день после дня получения Требования (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).
Следует учитывать, что в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма, независимо от того, получил ли налогоплательщик фактически данный документ или нет, а при его направлении через личный кабинет налогоплательщика - день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (п. 4 ст. 31 НК РФ).
Нормы НК РФ не обязывают налогоплательщиков, признанных контролирующими лицами иностранных компаний по решению налогового органа, представлять Уведомления, равно как и не устанавливают для этого каких-либо сроков. Однако, учитывая, что каких-либо исключений для таких случаев пп. 3 п. 3.1 ст. 23, пп. 2 п. 1 ст. 25.14 НК РФ не устанавливают, представляется, что таким налогоплательщикам все же целесообразно направить указанный документ налоговому органу. Официальные разъяснения по данному вопросу отсутствуют.
Налогоплательщики-организации представляют Уведомления в налоговый орган по месту своего нахождения, а налогоплательщики-физические лица - по месту жительства, которым в общем случае признается адрес (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством РФ (п. 2 ст. 11, п. 4 ст. 25.14 НК РФ). Исключение из этого правила предусмотрено лишь для налогоплательщиков, отнесенных в соответствии со ст. 83 НК РФ к категории крупнейших. Они представляют Уведомления в налоговый орган по месту своего учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Уведомление представляется по установленным формам (форматам) в электронной форме, однако налогоплательщики-физические лица вправе представить его и на бумажном носителе (п. 4 ст. 25.14 НК РФ). Форма и порядок заполнения Уведомления, а также формат и порядок его представления в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 13.12.2016 N ММВ-7-13/679@.
Сведения и информация, которые должны отражаться в Уведомлении, перечислены в п. 6 ст. 25.14 НК РФ, в частности, это:
- сведения об иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица, далее - иностранная структура), об участии в которой (об учреждении которой) уведомляется налоговый орган;
- дата, являющаяся последним днем периода, за который составляется финансовая отчетность организации (иностранной структуры) за финансовый год в соответствии с ее личным законом;
- дата составления финансовой отчетности организации (иностранной структуры) за финансовый год в соответствии с ее личным законом;
- дата составления аудиторского заключения по финансовой отчетности иностранной организации (иностранной структуры) за финансовый год (если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой иностранной организации (иностранной структуры) установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или такой аудит осуществляется иностранной организацией (иностранной структурой) добровольно);
- доля участия налогоплательщика в иностранной организации, раскрытие порядка участия налогоплательщика в иностранной организации при наличии косвенного участия;
- описание оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом иностранной компании;
- описание оснований для освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогообложения в соответствии с НК РФ.
При обнаружении налогоплательщиками неполноты указанных в Уведомлении сведений, неточностей либо ошибок в его заполнении, они имеют возможность внести в него соответствующие дополнения, уточнения и (или) исправления посредством формирования и представления в налоговый орган уточненного Уведомления (п. 7 ст. 25.14 НК РФ).
Специального порядка и сроков представления уточненных Уведомлений не установлено, что свидетельствует о том, что их следует представлять в порядке, установленном для первичных уведомлений, по факту выявления налогоплательщиками неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленных ранее Уведомлений.
Представление уточненных Уведомлений является правом, а не обязанностью налогоплательщиков. При этом налогоплательщики заинтересованы в реализации данного права, поскольку подача уточненных Уведомлений до момента, когда они узнали об установлении налоговым органом фактов отражения в первоначально представленных Уведомлениях недостоверных сведений, освобождает их от ответственности, предусмотренной ст. 129.6 НК РФ (п. 7 ст. 25.14 НК РФ).
Тема
Уведомление налоговых органов о контролируемых иностранных компаниях
См. также
Порядок признания лиц контролирующими иностранные компании
Формы документов
Пример заполнения Уведомления о контролируемых иностранных компаниях
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах