Порядок учета прибыли (убытка) КИК ее контролирующим лицом
Прибыль КИК, определенная в соответствии с положениями ст. 309.1 НК РФ, приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц) (далее - прибыль и доход соответственно), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой КИК, и учитывается при определении им налоговой базы по налогам в соответствии с главами части второй НК РФ с учетом особенностей, установленных ст. 25.15 НК РФ.
Для целей налогообложения учету у контролирующего лица подлежит прибыль КИК, определяемая начиная с периодов, начинающихся в 2015 году (п. 2 ст. 4 Закона N 376-ФЗ). То есть прибыль КИК, нераспределенная до 1 января 2015 года, не учитывается при определении налоговой базы у контролирующего данную КИК лица (письмо Минфина России от 25.05.2015 N 03-08-05/29888).
Прибыль контролируемой иностранной компании не учитывается налогоплательщиком - контролирующим лицом за налоговый период:
1) если прибыль КИК за этот налоговый период составила менее:
- 50 миллионов рублей - для 2015 года;
- 30 миллионов рублей - для 2016 года;
- 10 миллионов рублей - для периодов, начиная с 2017 года (п. 7 ст. 25.15 НК РФ, ч. 2 ст. 3 Закона N 376-ФЗ);
2) если прибыль КИК освобождается от налогообложения в порядке и на условиях, установленных ст. 25.13-1 НК РФ;
3) если по итогам отчетного периода у КИК отсутствует возможность распределения прибыли (полностью или частично) между участниками (пайщиками, доверителями или иными лицами) по причине обязательного направления этой прибыли на увеличение ее уставного капитала (п. 8 ст. 25.15 НК РФ). По мнению Минфина России, выраженному в письме от 04.08.2015 N 03-03-06/44942, в случае, когда контролирующее лицо прекратило участие в контролируемой этим лицом иностранной компании до даты признания дохода в виде прибыли КИК, то прибыль этой КИК не учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика - контролирующего лица.
По мнению Минфина России, выраженному в письме от 24.09.2015 N 03-03-06/54561, в целях определения прибыли КИК в соответствии с правилами, установленными главой 25 НК РФ, налогоплательщик применяет способы и методы налогового учета, которые закреплены в учетной политике для целей налогообложения в отношении собственных доходов и расходов.
Прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы у контролирующего лица пропорционально доле его участия в данной КИК на дату принятия решения о распределении прибыли, принятого в календарном году, следующем за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика - контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года в соответствии с личным законом этой КИК, а в случае, если такое решение не принято, то на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом по соответствующему налогу для контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года КИК (п. 3 ст. 25.15 НК РФ):
СПК = ПК х ДУ,
где
СПК - сумма прибыли КИК, учитываемая в доходах контролирующего лица;
ПК - прибыль КИК;
ДУ - доля участия контролирующего лица в КИК (в %)
Для этого прибыль КИК включается в доход (учитывается при определении налоговой базы) в доле, соответствующей доле участия в КИК контролирующего лица:
- юридического лица - при расчете налога на прибыль в соответствии с п. 25 ст. 250 НК РФ;
- физического лица - при расчете НДФЛ в соответствии с пп. 8.1 п. 3 ст. 208 НК РФ.
Таким образом, поскольку НК РФ однозначно не устанавливает дату определения доли в иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица) в целях определения ее статуса как контролируемой иностранной компании, то по мнению Минфина России, выраженному в письме от 10.02.2017 N 03-12-11/2/7395, признание лица контролирующим лицом осуществляется в соответствии с п. 3 ст. 25.15 НК РФ на дату принятия решения о распределении прибыли, принятого в календарном году, следующем за налоговым периодом по соответствующему налогу для контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года в соответствии с личным законом этой КИК, а в случае, если такое решение не принято, то на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом по соответствующему налогу для контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года КИК. В результате только начиная с 1 января 2016 года возникает необходимость проводить тесты на определение статуса лица, признаваемого налоговым резидентом РФ, в качестве контролирующего лица КИК. При этом представлять уведомление о контролируемых иностранных компаниях не требуется, если на указанную дату определения статуса налогового резидента РФ как контролирующего лица контролируемой иностранной компании в отношении периодов, начинающихся до 1 января 2016 года, доля участия такого лица, являющегося налоговым резидентом РФ, в иностранной организации составляет не более 50 процентов.
В п. 1.1 ст. 25.15 НК РФ регламентированы особенности определения прибыли КИК, являющейся структурой без образования юридического лица. При этом к иностранным структурам без образования юридического лица приравниваются иностранные юридические лица, для которых в соответствии с их личным законом не предусмотрено участие в капитале.
При невозможности определения доли прибыли КИК прибыль такой контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы у контролирующего лица исходя из суммы прибыли, на которую имеет (будет иметь) право налогоплательщик в случае ее распределения между лицами, которые обладают фактическим правом на такую прибыль (второй абзац п. 3 ст. 25.15 НК РФ). При этом такая сумма прибыли определяется на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика - контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года контролируемой иностранной компании.
Если доля участия контролирующего лица в контролируемой иностранной организации отличается от доли в прибыли, на которую налогоплательщик в случае ее распределения имеет право (в соответствии с ее личным законом, уставными документами либо соглашением между ее акционерами (участниками), прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы у контролирующего лица в доле, соответствующей доле в прибыли КИК, на которую это лицо имеет право на дату принятия решения о распределении прибыли, принятого в календарном году, следующем за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика - контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года в соответствии с личным законом этой КИК, а в случае, если такое решение не принято, то на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика - контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года КИК (третий абзац п. 3 ст. 25.15 НК РФ).
В случае косвенного участия налогоплательщика - контролирующего лица в КИК, посредством участия через организации, признаваемые контролирующими лицами этой КИК, необходимо учитывать:
1. Прибыль КИК, в которой контролирующее лицо участвует косвенно, включается в доход такого налогоплательщика за минусом сумм прибыли, подлежащих учету при налогообложении у иных контролирующих лиц, через которых реализовано косвенное участие такого контролирующего лица в КИК, в доле пропорционально доле участия такого контролирующего лица в организации (организациях), через которые реализовано косвенное участие в КИК (п. 4 ст. 25.15 НК РФ).
2. Если в результате такого уменьшения сумма прибыли КИК, подлежащая учету при определении налоговой базы у налогоплательщика - контролирующего лица, равна нулю - такой результат не подлежит отражению в налоговой декларации по налогу на прибыль (по НДФЛ) налогоплательщика - контролирующего лица.
Гражданин Иванов владеет долей 80% в российской организации А. Организация А является единственным (100%) учредителем иностранной компании В. При этом в силу положений ст. 25.13 НК РФ гражданин Иванов и организация А признаются контролирующими лицами иностранной компании В.
Доля косвенного участия Иванова в компании В на дату вынесения решения о распределении прибыли компании В за 2015 год, составляет 80% (доля владения в организации А х доля владения организации А в компании В):
80% х 100% = 80%
Прибыль КИК за 2015 год составила 60 млн. руб.
В таком случае, сумма прибыли КИК, подлежащая учету в доходах Иванова, рассчитывается по формуле:
60 млн. руб. х 80% (доля косвенного участия Иванова в компании В) - (60 млн. руб. х 100% (доля прямого участия организации А)) х 80% (доля прямого участия Иванова И.И в организации А) = 0 руб.
Соответственно, она не подлежит отражению в декларации по НДФЛ Иванова за 2016 год.
Контролирующее лицо представляет налоговую декларацию по налогу, при определении налоговой базы по которому учитывается прибыль контролируемой этим лицом иностранной компании, с приложением (п. 5 ст. 25.15 НК РФ):
- финансовой отчетности КИК за период, прибыль за который учтена при определении налоговой базы по налогу, в отношении которого представлена налоговая декларация, или в случае отсутствия финансовой отчетности - иные документы;
- аудиторского заключения по финансовой отчетности КИК, если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой КИК установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности.
В случае невозможности представления аудиторского заключения одновременно с представлением налоговой декларации оно должно быть представлено в срок не позднее одного месяца со дня, отраженного в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях в качестве даты составления аудиторского заключения по финансовой отчетности согласно требованиям п. 6 ст. 25.15 НК РФ.
Эти документы (или их копии) должны быть переведены на русский язык (п. 6 ст. 25.15 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 30.04.2015 N 03-03-06/2/25345).
Непредставление налоговому органу указанных документов, выразившееся либо в отказе контролирующего лица их представить (или уклонении в их представлении), либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 100 000 рублей (п. 1.1 ст. 126 НК РФ).
Налоговые органы могут самостоятельно узнать о наличии у налогоплательщика контроля над иностранной компанией, а также о сумме прибыли такой КИК, в частности, в рамках обмена информацией с другими государствами на основании соответствующих международных договоров.
Например, положение об обмене информацией содержится в ст. 26 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал. Кроме этого, Федеральным законом от 04.11.2014 N 325-ФЗ была ратифицирована (с оговорками и заявлениями) Конвенция ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам (Страсбург, 25.01.1988), которая направлена на расширение обмена информацией с налоговыми органами иностранных государств.
В 2018 году запланировано присоединение РФ к многостороннему соглашению по автоматическому обмену финансовой информацией, предусмотренному Единым стандартом отчетности (ЕСО) по финансовым операциям для налоговых целей, разработанным ОЭСР (п. 9.1 Части 9 Основных направлений налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов). Это даст возможность налоговым органам оперативно получать необходимую информацию для точного определения налоговых обязательств национальных налогоплательщиков.
Если налоговая декларация (расчет) не представлена в установленный срок, налоговый орган вправе провести камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике в течение трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации (расчета), установленного законодательством о налогах и сборах (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Тема
Общие принципы учета прибыли контролируемой иностранной компании
См. также
Порядок расчета прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании
Доля участия лица в организации для целей налогообложения
Доля прямого участия лица в организации для целей налогообложения
Доля косвенного участия лица в организации для целей налогообложения
Уведомление налоговых органов об участии в иностранных организациях
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах