Расходы на приобретение электронно-вычислительной техники организациями сферы информационных технологий
По общему правилу, установленному ст. 259 НК РФ, затраты на приобретение объектов амортизируемого имущества учитываются в расходах постепенно посредством ежемесячного начисления амортизации. Вместе с тем организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, имеют право не применять установленный ст. 259 НК РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники (далее - ЭВТ) (п. 6 ст. 259 НК РФ). В этом случае расходы на приобретение ЭВТ признаются материальными расходами в порядке, установленном пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, то есть относятся на затраты единовременно в момент ввода объекта в эксплуатацию (см. также письмо Минфина России от 21.10.2014 N 03-07-03/52967). Выбранный метод учета затрат на приобретение ЭВТ организация должна закрепить в учетной политике для целей налогообложения.
НК РФ не уточняет, какое имущество относится к ЭВТ. В связи с этим на основании п. 1 ст. 11 НК РФ можно использовать соответствующие положения других отраслей законодательства. Перечень основных средств, которые относятся к ЭВТ, указан:
- до 2017 года - по коду 3020000 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 N 17;
- с 1 января 2017 года - по группе 26.20 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 г. N 14-ст.
- до 2017 года - по коду 14 3020000 Общероссийского классификатора основных фондов, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359;
В связи с вступлением в силу с 2017 года нового ОКОФ (введен приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.12.2014 N 2018-ст), полагаем, что к ЭВТ относится оборудование из группы 320.26.2 "Компьютеры и периферийное оборудование". Официальных разъяснений по этому вопросу пока нет.
Организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.
При этом в целях применения п. 6 ст. 259 НК РФ указанные организации должны соответствовать ряду требований:
- компанией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 06.11.2007 N 758. Электронная версия реестра организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, доступна на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций РФ (см. письмо ФНС России от 22.03.2016 N СД-4-3/4753@);
- доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период, в том числе от иностранных лиц - не менее 70%. При этом в состав доходов не должна включаться стоимость оборудования, поставленного контрагентам вместе с программным обеспечением (см. также письмо Минфина России от 19.03.2013 N 03-03-06/1/8425);
- среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее 50 человек.
При выполнении перечисленных условий организации не применяют общий порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники (см. письмо Минфина России от 01.09.2015 N 03-03-06/1/50222).
При этом, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 20.03.2015 N 03-03-06/1/15513, положения п. 6 ст. 259 НК РФ не распространяются на организации, оказывающие услуги (выполняющие работы) только по адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), разработанных третьими лицами.
При определении доли доходов от покупателей - иностранных лиц учитываются доходы от иностранных лиц, местом осуществления деятельности которых не является территория РФ. Место осуществления деятельности покупателя определяется как место фактического присутствия покупателя на территории иностранного государства на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если программы для ЭВМ и базы данных, услуги (работы) и имущественные права, приобретались через это постоянное представительство), место жительства физического лица.
Документами, подтверждающими получение доходов от покупателей - иностранных лиц, являются договор (копия договора), заключенный с иностранным лицом, и документы, подтверждающие факт оказания услуг (выполнения работ), или таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с таможенной территории Таможенного союза.
Тем не менее возможность применения п. 6 ст. 259 НК РФ на практике вызывает ряд вопросов.
Так, не определена точная дата, на которую должны выполняться условия, перечисленные выше: на начало отчетного (налогового) периода или на их конец. Редакция п. 6 ст. 259 НК РФ, которая действовала до 1 января 2010 года, предусматривала, что доля доходов и величина ССЧ определялись по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на применение льготы (за исключением вновь созданных организаций, которые рассчитывали данные показатели по итогам отчетного (налогового) периода). В настоящее время из положений п. 6 ст. 259 НК РФ следует, что такие критерии, как размер доли доходов, а также ССЧ работников определяются по итогам отчетного (налогового) периода. В свою очередь затраты на приобретение ЭВТ признаются материальными расходами и списываются единовременно в момент ввода в эксплуатацию, то есть в течение отчетного (налогового) периода. Полагаем, что организация может не дожидаться окончания отчетного периода и списывать стоимость ЭВТ в расходы в месяце ее ввода в эксплуатацию. При этом налогоплательщик обязан проверять соблюдение критериев как по итогам отчетного, так и налогового периода.
Следует также отметить, что в п. 6 ст. 259 НК РФ не прописаны последствия утраты права на применение льготы, если установленные критерии соблюдаются организацией в течение не всего налогового периода. Представляется, что организация, не выполняющая условия, предусмотренные п. 6 ст. 259 НК РФ, должна перейти к учету расходов на приобретение ЭВТ по общим правилам, а именно путем начисления амортизации. При этом, надо ли корректировать (восстанавливать) расходы по итогам отчетного периода, в главе 25 НК РФ не сказано. Разъяснения Минфина России и налоговых органов, а также судебной практики по данному вопросу обнаружить не удалось. В связи с этим во избежание спорных ситуаций рекомендуем налогоплательщику обратиться с письменным запросом в налоговый орган (пп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах