Применение положений международных соглашений об избежании двойного налогообложения в отношении деятельности на строительной площадке
В случае если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, в отношениях с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения (далее - Соглашение), то при расчете налогов приоритет имеют положения соответствующего международного договора (ст. 7 НК РФ). При этом если соглашением установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, то применяются правила и нормы международного договора.
См. справку о двусторонних международных договорах Российской Федерации об избежании двойного налогообложения.
При применении Соглашений необходимо учитывать, что любой термин, не определенный в них, имеет то значение (если из контекста последних не вытекает иное), которое придается ему на данный момент законодательством РФ в отношении налогов, к которым применяется Соглашение (это правило определено в последнем пункте ст. 3 большинства Соглашений, а также в п. 2 ст. 3 Типового соглашения, и п. 2 ст. 3 Модельной конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития (далее - Модельная конвенция ОЭСР).
Двухсторонними Соглашениями, как правило, не установлено определение понятий "строительная площадка, строительный, сборочный или монтажный объект". Установлен лишь срок, при котором деятельность на таких объектах признаются постоянным представительством.
Так, в силу большинства международных соглашений об избежании двойного налогообложения строительная площадка, сборочный, строительный или монтажный объект или установка, или буровая установка, или судно, используемое для разведки и разработки природных ресурсов, образуют постоянное представительство на территории РФ, только если продолжительность связанных с ними работ превышает, как правило, 12 месяцев.
При этом доходы, полученные иностранной организацией от осуществления строительных работ на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ как не превышающие срок, установленный Соглашением, обложению налогом у источника выплаты не подлежат (п. 2 ст. 309 НК РФ) (письмо Минфина России от 31.05.2013 N 03-08-05/19889).
При применении международных договоров РФ по вопросам налогообложения следует учитывать Комментарии к Модельной конвенции ОЭСР (далее - Комментарии (официальный текст размещен на сайте http://www.oecd.org).
Согласно п. 17 Комментариев к ст. 5 Модельной конвенции ОЭСР термин "строительная площадка или строительный или монтажный объект" включает в себя не только строительство зданий, но и:
- строительство дорог, мостов и каналов;
- реконструкция (включающая в себя больше, чем просто техническое обслуживание или ремонт) зданий, дороги, мостов или каналов;
- прокладку трубопроводов и земляные и дноуглубительные работы.
При этом термин "монтажный объект" не ограничен только сооружаемым объектом, он включает в себя установку нового оборудования, например, комплексное оборудование, располагающееся как внутри, так и снаружи объекта.
На деятельность субподрядчика - иностранной организации на строительной площадке также распространяются нормы соглашений о сроке строительных работ, при превышении которых деятельность субподрядчика приводит к образованию его постоянного представительства на территории РФ независимо от положений в п. 2 ст. 308 НК РФ (п. 19 Комментариев к статье 5 Модельной конвенции ОЭСР; постановление ФАС Уральского округа от 10.09.2012 по делу N А60-52859/2011, письмо ФНС России от 04.12.2012 N СА-4-7/20432@).
В некоторых Соглашениях термин "постоянное представительство" включает помимо строительной площадки или строительного, сборочного или монтажного объекта также связанные с ними:
- надзорную деятельность (например, п. 3 ст. 5 Соглашений между правительствами РФ, Австралии, Индии, Греции, Норвегии, Кипра, Турции об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы);
- надзорную деятельность, или оказание услуг, включая услуги предприятия одного государства, осуществляемые через работников или через иной наемный персонал в другом государстве, связанную с такой строительной площадкой или строительным, сборочным или монтажным объектом, или надзорной деятельностью (п. 3 ст. 5 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Хорватия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество);
- деятельность по планированию и надзору за строящимся объектом, но только при условии, что такая деятельность производится непосредственно лицом, осуществляющим строительство (п. 3 ст. 5 Соглашения между РФ и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, см. также письмо Минфина России от 11.12.2003 N 04-06-06/Германия).
Также международные соглашения могут содержать виды деятельности, которые не признаются строительной площадкой, строительным, сборочным или монтажным объектом, например:
- подпунктом "g" п. 4 ст. 5 Соглашения между РФ и Швейцарской Конфедерацией установлено, что выражение "постоянное представительство" не включает монтажный объект, осуществляемый предприятием одного государства на территории другого государства в связи с поставкой машин или оборудования, производимых на данном предприятии;
- при применении положений п. 3 ст. 5 Соглашения между РФ и Федеративной Республикой Германия необходимо учитывать, что в понятие "строительная площадка или монтажный объект" не входит деятельность по планированию и надзору за строящимся объектом, если такая деятельность не производится непосредственно лицом, осуществляющим строительство. То есть если планирование и надзор осуществляется другим лицом, деятельность которого в связи со стройплощадкой ограничивается исключительно этими двумя видами деятельности, то такая деятельность не может рассматриваться в контексте термина "строительная площадка или монтажный объект" (письмо Минфина России от 11.12.2003 N 04-06-06/Германия).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах