Предоставление рассрочки по уплате налога (сбора, страховых взносов), доначисленных по результатам налоговой проверки
Федеральным законом от 14.11.2017 N 323-ФЗ установлено еще одно основание для предоставления рассрочки по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов. С указанной даты организации и индивидуальные предприниматели, не имеющие возможности единовременно уплатить в бюджет налоги и страховые взносы, доначисленные по результатам налоговой проверки, могут обратиться за предоставлением рассрочки (пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ).
Изменение срока уплаты налога (сбора, страховых взносов), начисленных налоговым органом по результатам налоговой проверки, осуществляется только в форме рассрочки (п. 3 ст. 61 НК РФ).
По мнению разработчиков закона, введение нового основания для предоставления рассрочки по уплате доначисленных сумм налогов позволит создать эффективную меру для поддержания платежеспособности и финансовой устойчивости налогоплательщиков, что положительно повлияет на улучшение условий для ведения бизнеса и качественного развития делового климата в России.
Рассрочка будет предоставляться не всем должникам. Требования к заинтересованному лицу, претендующему на ее получение, а также порядок установления наличия такого основания закреплены в п. 5.1 и п. 5.3 ст. 64 НК РФ.
Получение рассрочки можно представить в виде следующего алгоритма.
1. Плательщик обращается в соответствующий налоговый орган с заявлением о предоставлении рассрочки, с приложением документов, указанных в п. 5 ст. 64 НК РФ.
Форма заявления установлена приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-8/683@ (приложение N 1).
В качестве способа обеспечения исполнения обязательств по уплате налога должник представляет банковскую гарантию, отвечающую требованиям, установленным ст. 74.1 НК РФ (п. 5.3 ст. 64 НК РФ).
2. После получения заявления налоговый орган устанавливает наличие основания для предоставления рассрочки исходя из следующего неравенства:
Если это неравенство не выполняется, то оснований для предоставления рассрочки нет.
Если такое основание есть, то далее налоговый орган устанавливает: удовлетворяет или нет заинтересованное в получении рассрочки лицо условиям, определенным в п. 5.1 ст. 64 НК РФ. При этом важно, чтобы заинтересованное лицо соответствовало всем перечисленным в этой норме условиям одновременно.
3. Требования к заинтересованную лицу, претендующему на получение рассрочки (абз. восьмой п. 5.1 ст. 64 НК РФ):
- у лица имеется возможность уплаты задолженности в течение срока, на который предоставляется рассрочка;
- сумма недоимки, выявленная в результате налоговой проверки, составляет не более 70% и не менее 30% по отношению к выручке от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за предшествующий год;
- со дня создания организации, регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя до дня подачи в налоговый орган заявления о предоставлении рассрочки прошло не менее одного года;
- в отношении организации, индивидуального предпринимателя не возбуждено производство по делу о банкротстве;
- организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации;
- на момент подачи заявления о рассрочке решение налогового органа по результатам проверки не обжалуется.
Если все указанные выше условия выполнены, организации предоставляется рассрочка на сумму, которую она обязана уплатить в бюджет, но не превышающую стоимость ее чистых активов (п. 2.1 ст. 64 НК РФ). Налогоплательщику - ИП рассрочка будет предоставлена на всю сумму, подлежащую уплате в бюджет.
При этом на сумму задолженности будут начислены проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период рассрочки (п. 4 ст. 64 НК РФ).
В случае возникновения спора в отношении сумм, подлежащих уплате, в просьбе о рассрочке будет отказано.
При этом решение о предоставлении рассрочки подлежит отмене в случае, если заинтересованное лицо решит обжаловать решение по результатам налоговой проверки, в соответствии с которым подлежит уплате сумма налога, указанная в решении о предоставлении рассрочки.
______________________________
*(1) В связи с тем, что для получения сведений о краткосрочных обязательствах и доходах будущих периодов налоговые органы будут использовать бухгалтерскую отчетность, возникает вопрос о том, каким образом будет устанавливаться наличие основание для предоставления рассрочки индивидуальным предпринимателям, у которых отсутствует обязанность представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность.
Тема
Право на получение отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, страховых взносов
См. также
Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, страховых взносов
Доходы будущих периодов (строка 1530)
Формы документов
Калькулятор
Калькулятор процентов в размере доли ключевой ставки (ставки рефинансирования) Банка России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах