Курортный сбор
В соответствии с Федеральным законом "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" (Федеральный закон от 29.07.2017 N 214-ФЗ, далее - Закон N 214-ФЗ) на перечисленных территориях введен курортный сбор. Цель эксперимента - сохранение, восстановление и развитие курортов, а также финансовое обеспечение работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры (ст. 1 Закона N 214-ФЗ).
Период проведения эксперимента - с 1 мая 2018 года по 31 декабря 2022 года (ст. 2 Закона N 214-ФЗ). Для взимания курортного сбора в обязательном порядке должен быть принят закон субъекта РФ о его введении в муниципальных образованиях, входящих в территорию эксперимента, установлены размер, порядок и сроки его перечисления в бюджет субъекта РФ (ст. 5 Закона N 214-ФЗ).
С 1 мая 2018 года курортный сбор взимается на территории Алтайского и Ставропольского краев, Краснодарский край отложил начало эксперимента на 16 июля 2018 года, Республика Крым - на 1 мая 2019 года (см. справку о курортном сборе).
Плательщиками курортного сбора являются совершеннолетние физические лица, проживающие в объектах размещения более 24 часов (ст. 6 Закона N 214-ФЗ). Однако на федеральном уровне предусмотрен довольно большой список освобожденных от его уплаты лиц (ч. 1 ст. 7 Закона N 214-ФЗ). Это, например, лица, получающие специализированную медицинскую помощь (медицинскую реабилитацию) в условиях санаторно-курортных организаций; инвалиды и ветераны; малоимущие семьи; лица, постоянно работающие на территории эксперимента на основании трудового договора или служебного контракта; лица, имеющие место жительства или жилые дома, жилые помещения (доли в праве собственности на них) на территории эксперимента. Субъекты РФ вправе установить и иные категории лиц, освобождаемые от уплаты курортного сбора (ч. 2 ст. 7 Закона N 214-ФЗ).
В информации Государственной Думы от 23.04.2018 приведены ответы на самые насущные вопросы плательщиков и операторов сбора. В частности, разъяснено, что иностранные отдыхающие - не исключение, с них сбор должен взиматься на общих основаниях. А вот если вы едете на курорт и останавливаетесь у родственников, вы не будете платить сбор. Если вы отдыхаете "дикарем" и останавливаетесь с палатками не на территории кемпинга, вы тоже не будете платить курортный сбор.
От уплаты курортного сбора не освобождаются лица, направленные на территорию взимания сбора в командировку. Поэтому если сотрудник направляется в командировку в указанную местность, то при условии проживания в гостинице (и пр.) он обязан заплатить курортный сбор. Это следует учитывать при расчете командировочных расходов.
Сбор уплачивается оператору курортного сбора - юрлицу (ИП), осуществляющему деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях (пп. 3 п. 1 ст. 3 Закона N 214-ФЗ). Это может быть гостиница, санаторий, пансионат, кемпинг, мини-отель, хостел и т.п., а также жилое помещение, которое сдает в наем ИП. Подробнее о средствах размещения см. ГОСТ Р 51185-2014 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.11.2014 N 1542-ст).
Курортный сбор взимается не позднее момента выезда плательщика из объекта размещения.
Под объектом размещения понимается индивидуально-определенное здание или помещение в здании, предназначенное для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению, а также жилое помещение, пригодное для временного проживания (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 214-ФЗ).
Сумма курортного сбора к уплате исчисляется умножением количества дней фактического проживания плательщика в объекте размещения (за исключением дня заезда) на размер курортного сбора. Законом N 214-ФЗ размер курортного сбора ограничен: он не может превышать 100 рублей, а в 2018 году - 50 рублей (ч. 4 ст. 5 Закона N 214-ФЗ).
Ставки курортного сбора
Регион |
Размер сбора в сутки |
с 1 мая 2018 года: в 2018 г. - 30 руб.; с 2019 г. - 50 руб. |
|
с 16 июля 2018 года: 10 руб. |
|
с 1 мая 2019 года: с 1 мая до 30 сентября - 10 руб.; с 1 января до 30 апреля и с 1 октября до 31 декабря - 0 руб. |
|
с 1 мая 2018 года: 50 руб. |
Какой документ выдавать постояльцам при взимании курортного сбора?
Согласно ч. 2 ст. 10 Закона N 214-ФЗ при взимании суммы курортного сбора оператором сбора (гостиницей и т. п.) плательщику курортного сбора выдается документ, подтверждающий факт уплаты. Документом, подтверждающим факт уплаты курортного сбора, может быть:
- кассовый чек, отпечатанный контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, при условии, что сведения о плате за пользования курортной инфраструктурой прописаны отдельной строкой и включают размер курортного сбора за одни сутки, количество дней фактического проживания, за исключением дня заезда;
- либо квитанция, подтверждающая прием денежных средств за пользование курортной инфраструктурой.
Такой порядок предусмотрен, в частности, п. 9 Порядка осуществления оператором курортного сбора учета плательщиков курортного сбора и лиц, освобожденных от его уплаты, утвержденный приказом Министерства туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края от 19.03.2018 N 45/од.
В соответствии с ч. 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ организации и ИП, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и ИП, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе до 1 июля 2019 года не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (БСО) в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ.
Таким образом, до 1 июля 2019 года организации и ИП, оказывающие населению услуги средств размещения, вправе осуществлять наличные денежные расчеты с физическими лицами без применения ККТ. При этом они обязаны выдавать клиентам БСО, изготовленные типографским способом или сформированные с использованием автоматизированной системы. После 1 июля 2019 года бланки строгой отчетности должны формироваться ими с использованием ККТ в соответствии с Законом N 54-ФЗ (см. также письма Минфина России от 23.01.2018 N 03-07-07/3220, от 18.01.2018 N 03-01-15/2323).
Вероятно, на сумму курортного сбора и после этой даты не нужно будет пробивать чек. Это связно с тем, что сумма курортного сбора не включается в стоимость проживания. Поэтому применение ККТ при взимании курортного сбора не требуется, так как сбор не является частью стоимости услуг по проживанию. Вместе с тем, оператор курортного сбора обязан выдать плательщику документ, подтверждающий факт уплаты сбора. По мнению ФНС (с учетом позиции ЦБ РФ по этому вопросу), в качестве документа, подтверждающего факт уплаты наличными денежными средствами курортного сбора, может использоваться квитанция к приходному кассовому ордеру, выдаваемая в порядке, предусмотренном Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (см. письмо ФНС России от 19.04.2018 N ЕД-4-20/7551).
Налогообложение курортного сбора у оператора
Сумма курортного сбора, подлежащая уплате отдыхающими, не включается в стоимость проживания (ст. 8 Закона N 214-ФЗ), а значит, не связана с расчетами по оплате проживания в объектах размещения. Соответственно, исполнение оператором обязанностей по взиманию сбора не приводит к возникновению у него дохода, а значит и объекта обложения по налогу на прибыль организаций, НДФЛ, налогу, уплачиваемому при применении УСН.
Кроме того, поскольку суммы курортного сбора не связаны с расчетами по оплате услуг по проживанию в объектах размещения, они не подлежат включению операторами в налоговую базу по НДС (см. письмо ФНС России от 12.04.2018 N СД-4-3/6986@).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах