Ответственность за непредставление налоговому органу документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 2 ст. 126 НК РФ)
При проведении налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), у контрагентов и иных лиц, располагающих этими документами (информацией) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).
В случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных ст. 126.1 и 135.1 НК РФ, влечет ответственность, предусмотренную п. 2 ст. 126 НК РФ.
Из прямого прочтения п. 2 ст. 126 НК РФ объективной стороной правонарушения выступают:
- непредставление сведений в установленный срок;
- отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями;
- представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных ст. 126.1 и 135.1 НК РФ.
Одновременно с этим в соответствии с положениями абз. 1 п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ (абз. 2 п. 6 ст. 93.1 НК РФ).
По мнению ФНС России, выраженному в письме от 27.06.2017 N СА-4-9/12220@, ответственность по ст. 126 и ст. 129.1 НК РФ необходимо разграничивать исходя из вида проводимых налоговым органом мероприятий налогового контроля (т.е. при налоговой проверке или вне рамок ее проведения).
Если истребование документов (информации) производится на основании:
- п. 1 ст. 93.1 НК РФ при проведении налоговой проверки, то лицо подлежит привлечению к ответственности в соответствии со ст. 126 НК РФ.
- п. 2 ст. 93.1 НК РФ относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок, то лицо подлежит привлечению к ответственности в соответствии со ст. 129.1 НК РФ.
Аналогичной позиции придерживается ряд судебных органов (постановления АС Западно-Сибирского округа от 11.11.2019 N Ф04-5279/19, АС Центрального округа от 16.10.2019 N Ф10-3735/19, АС Северо-Кавказского округа от 22.02.2019 N Ф08-213/19, АС Уральского округа от 19.10.2018 N Ф09-3138/18).
В то же время в судебной практике существует и иная позиция, согласно которой ответственность по ст. 126 и ст. 129.1 НК РФ необходимо разграничивать исходя из предмета запрошенной информации (документов).
Если налоговым органом истребуются документы, то за их непредставление лицо подлежит привлечению к ответственности в соответствии со ст. 126 НК РФ, а если информация - в соответствии со ст. 129.1 НК РФ (постановления Девятого ААС от 15.11. 2019 N 09АП-56561, от 18.11.2019 N 09АП-56577/19, АС Восточно-Сибирского округа от 12.11.2018 N Ф02-5065/18, от 12.11.2018 N Ф02-5020/18).
Таким образом, вопрос о возможности привлечения лиц к ответственности в соответствии с п. 2 ст. 126 НК РФ в случаях непредставления информации о налогоплательщике в рамках проводимой в отношении него налоговой проверки, а также в случае истребования документов относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок является спорным.
С 01.04.2020 вносятся изменения в ст. 93.1 НК РФ.
Так должностное лицо налогового органа, принявшего в соответствии со ст. 46 НК РФ решение о взыскании недоимки с организации или ИП, размер которой превышает 1 000 000 руб., при условии, что такое решение не было исполнено в надлежащий срок, будет вправе истребовать у указанных лиц документы (информацию) об их имуществе, имущественных правах и обязательствах в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Если указанные лица не представят истребованные документы (информацию), то налоговый орган будет вправе истребовать их у иных лиц, располагающих документами (информацией) об имуществе или имущественных правах.
Одновременно с этим из абз. 1 п. 6 ст. 93.1 НК РФ исключается условие об истребовании документов при проведении налоговой проверки. Ответственность, предусмотренная ст. 126 НК РФ, будет наступать за отказ от представления или непредставление истребуемых в соответствии с ст. 93.1 НК РФ документов.
Полагаем, что формулировка ст. 93.1 НК РФ, вступающая в силу с 01.04.2020, разрешит противоречия в разграничении ответственность по ст. 126 и 129.1 НК РФ.
Соответственно объективной стороной правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 2 ст. 126 НК РФ, с 01.04.2020 будет выступать:
- непредставление документов в установленный срок;
- отказ от представления имеющиеся у лица документов, предусмотренных НК РФ;
- представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных ст. 126.1 и 135.1 НК РФ.
Обязанность по представлению документов с 01.04.2020 будет возникать в случаях истребования документов:
- касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в рамках проведения в отношении него налоговой проверки;
- относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок;
- об имуществе или имущественных правах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в рамках о взыскании недоимки, при условии соблюдения положений п. 2.1 ст. 93.1 НК РФ.
Субъектом правонарушения выступают:
- организации;
- ИП;
- физические лица, не являющиеся ИП.
Санкция за совершенное правонарушение установлена в размере:
- 10 000 руб. - для организаций и ИП;
- 1000 руб. - для физических лиц, не являющихся ИП.
Смягчающие обстоятельства
В соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.
Применительно к п. 2 ст. 126 НК РФ такими обстоятельствами в том числе могут быть:
Обстоятельства |
Судебная практика |
Добровольное исполнение требований инспекции, незначительность периода просрочки представления документов |
Постановления Четырнадцатого ААС от 19.01.2017 N 14АП-10317/16, Девятнадцатого ААС от 23.11.2016 N 19АП-5947/16 |
Налогоплательщик является субъектом малого предпринимательства |
Постановление Одиннадцатого АСС от 11.02.2019 N 11АП-28/19 |
Нахождение руководителя (и главного бухгалтера в одном лице) в трудовом отпуске, истребование значительного объема документов |
Постановление Шестнадцатого ААС от 02.09.2019 N 16АП-2550/19 |
Тяжелое материальное положение налогоплательщика |
Постановление Тринадцатого ААС от 20.05.2019 N 13АП-8095/19 |
При этом непризнание лицом своей вины, выражающееся в непредставлении истребуемых документов, исключает применение смягчающих вину обстоятельств (постановление Семнадцатого ААС от 07.12.2018 N 17АП-15866/18).
Какие обстоятельства не исключают вину лица?
Не являются обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения:
Обстоятельства |
Судебная практика, письма уполномоченных органов |
Неисполнение требования о представлении документов до получения разъяснений по вопросам, связанным с представлением документов (информации) |
Письмо ФНС России от 02.08.2018 N ЕД-4-2/14951@ |
Отказ в предоставлении документов, поскольку предъявленное требование представляется налогоплательщику необоснованным. Оценивать обоснованность истребования налоговым органом у налогоплательщика документов и решать вопрос об отказе в их представлении, последний не вправе |
Постановления Девятого ААС от 05.11.2019 N 19АП-6102/19, от 09.07.2019 N 09АП-27232/19, АС Северо-Западного округа от 15.01.2018 N Ф07-14573/17 |
Отсутствие в требовании точных реквизитов документов. Налоговый орган обязан сформулировать требование таким образом, чтобы из него было ясно, какие документы, за какой период и в отношении кого им истребуются. Указывать точные реквизиты налоговый орган не обязан |
Постановление Девятого ААС от 08.08.2019 N 09АП-30936/19, определение Верховного Суда РФ от 26.10.2017 N 302-КГ17-15714 |
Привлечение к административной ответственности
Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет наступление ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
Объективной стороной данного административного нарушения является:
- непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
- отказ от представления указанных документов (сведений);
- представление таких документов (сведений) в неполном объеме или в искаженном виде,
Исключение составляют случаи, предусмотренных ч. 2 ст. 15.6 КоАП РФ.
Субъектом правонарушения выступают:
- граждане;
- должностные лица организаций.
Сумма административного штрафа, подлежащая взысканию, составляет:
- от ста до трехсот рублей в отношении граждан;
- от трехсот до пятисот рублей в отношении должностных лиц организаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах