Ответственность за отказ в представлении или непредставление в ФСС РФ документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов от несчастных случаев и профзаболеваний
Должностное лицо территориального органа ФСС РФ, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы (п. 1 ст. 26.18 Закона N 125-ФЗ).
Одновременно с этим проверяемое лицо обязано:
- представить истребуемые документы в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования (п. 6 ст. 26.18 Закона N 125-ФЗ);
- письменно уведомить территориальный орган ФСС РФ о невозможности представления в установленные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы, в течение 1 рабочего дня, следующего за днем получения требования о представлении документов (п. 7 ст. 26.18 Закона N 125-ФЗ).
Отказ в представлении или непредставление в установленный срок страхователем в территориальный орган ФСС РФ документов (их копий, заверенных в установленном порядке), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) страховых взносов, признается правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 26.31 Закона N 125-ФЗ (п. 8 ст. 26.18, ст. 19 Закона N 125-ФЗ, постановления АС Уральского округа от 11.12.2019 N Ф09-7823/19, АС Волго-Вятского округа от 27.02.2019 N Ф01-4/19).
Закон N 125-ФЗ не содержит определения термина "документ".
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 7.0.8-2013, утвержденный приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст, определяет термин "документ" как "зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать". При этом документ может состоять из нескольких листов, на которых зафиксирована информация, объединенная одним заголовком и имеющая единые реквизиты.
А согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" документированная информация - это зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством РФ случаях ее материальный носитель.
Таким образом, ст. 26.31 Закона N 125-ФЗ предусматривает ответственность за:
- отказ в представлении документов;
- непредставление документов в установленный срок.
При этом указанная норма не предусматривает ответственность страхователя за нарушение сроков представления уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (постановление Шестого ААС от 16.05.2018 N 06АП-1652/18).
При этом факт предоставления доступа к документам на территории страхователя не исключает ответственности за непредставление указанных документов (их копий) в территориальный орган ФСС РФ (постановление Семнадцатого ААС от 20.09.2019 N 17АП-11326/19).
К ответственности могут быть привлечены как юридические, так и физические лица, признаваемые страхователями в соответствии с ст. 3 Закона N 125-ФЗ и в отношении которых территориальным органом ФСС РФ проводится проверка.
Санкция за совершенное правонарушение установлена в размере 200 руб. за каждый не представленный документ.
Поэтому страхователь не может быть привлечен к ответственности, если число не представленных им документов с достоверностью не определено территориальным органом ФСС РФ. Установление размера штрафа исходя из предположительного наличия у страхователя хотя бы одного из числа запрошенных видов документов также недопустимо (постановление Шестого ААС от 16.05.2018 N 06АП-1652/18).
При принятии решения о привлечении страхователя к ответственности территориальному органу ФСС РФ необходимо установить наличие вины страхователя в совершении правонарушения (п. 1 ст. 26.22, ст. 26.24 Закона N 125-ФЗ).
Вина страхователя отсутствует, в частности, в следующих случаях:
- требование о представлении документов не позволяет страхователю установить документы, которые необходимо представить (постановление АС Уральского округа от 11.12.2019 N Ф09-7823/19);
- у страхователя отсутствует информация об истребовании документов по не зависящим от него причинам (например, из-за сбоев в работе почты) (постановление Седьмого ААС от 20.01.2020 N 07АП-12451/19);
- у страхователя отсутствуют истребуемые документы по причине непредставления их застрахованными лицами или несоставления их страхователем (постановления Седьмого ААС от 24.03.2020 N 07АП-1241/20, постановление Первого ААС от 07.03.2018 N 01АП-668/18).
Если документы отсутствуют по причине их утраты (порчи, пропажи и др.) и страхователь не предпринимает мер по их восстановлению, то привлечение к ответственности страхователя может быть признано правомерным. Кроме того, при наличии соответствующего состава правонарушения должностное лицо страхователя может быть дополнительно привлечено к административной ответственности в соответствии со ст. 15.11 КоАП РФ (постановление Одиннадцатого ААС от 16.01.2020 N 11АП-21275/19).
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Закона N 125-ФЗ (п. 5 ст. 26.26 Закона N 125-ФЗ).
Перечень смягчающих обстоятельств является открытым (п. 1 ст. 26.26 Закона N 125-ФЗ).
К числу обстоятельств, смягчающих ответственность, предусмотренную ст. 26.31 Закона N 125-ФЗ, территориальный орган ФСС РФ или суд, рассматривающий дело, могут отнести, в том числе, отсутствие ущерба финансовым интересам государства, совершение правонарушения впервые, представление документов с нарушением срока, принадлежность страхователя к субъектам малого предпринимательства, нахождение на иждивении несовершеннолетних детей (постановления Пятнадцатого ААС от 10.03.2020 N 15АП-1532/20, АС Дальневосточного округа от 27.04.2018 N Ф03-1315/18).
Административная ответственность
Объективной стороной правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ, выступают:
- непредставление в установленный срок документов и (или) иных сведений необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов
- отказ от представления указанных документов и (или) иных сведений;
- представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде в территориальные органы ФСС РФ или их должностным лицам.
Субъектами ответственности выступают должностные лица юридических лиц (ст. 2.4, ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ).
К индивидуальным предпринимателям административная ответственность не применяется (примечание к ст. 15.33 КоАП РФ).
Санкция установлена в виде административного штрафа в размере от 300 до 500 рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах