Иные обособленные подразделения
Помимо филиалов и представительств юридические лица вправе создавать иные территориально обособленные подразделения. Данные подразделения не наделяются статусом филиала или представительства. Это могут быть цеха, строительные участки, объекты торговли, пункты приема, АЗС и т.п., расположенные вне места нахождения общества.
В отличие от филиалов и представительств иные обособленные подразделения обычно не имеют расчетного счета, своего баланса, не имеют права совершать сделки, принимать на работу персонал. Полномочия работников таких обособленных подразделений могут следовать из обстановки (абзац второй п. 1 ст. 182 ГК РФ) либо им (в том числе руководителю такого подразделения) может выдаваться доверенность на совершение некоторого числа полномочий.
Например магазин, принадлежащей торговой сети, может заниматься только реализацией продукции. Заключение договоров с изготовителями (поставщиками) продукции, реализуемой в магазине, поставщиками коммунальных услуг и т.п. осуществляются юридическим лицом самостоятельно либо путем поручения их другим своим структурным подразделениям. Руководителю такого магазина может выдаваться доверенность только на прием товара от поставщиков.
В отличие от филиалов, представительств законодательством не урегулирована процедура создания иных обособленных подразделений. Как правило, решения о создании иных обособленных подразделений принимаются исполнительным органом юридического лица в рамках текущего управления. Например, генеральный директор ООО может издать приказ об открытии соответствующего подразделения.
Обособленные подразделения могут образовываться при исполнении юридическим лицом договоров, например, при заключении строительной компанией договора на ремонт участка автомобильной дороги возникает необходимость создания обособленного подразделения по месту проведения работ. В такой ситуации приказ о создании обособленного подразделения может не издаваться, само выполнение работ работниками будет свидетельствовать о создании обособленного подразделения.
Вместе с тем в уставе или иных внутренних документах общества может быть установлено согласование открытия таких обособленных подразделений с иными органами управления: общим собранием участников (акционеров), советом директоров общества, либо определяться, что открытие таких обособленных подразделений производится в рамках программ развития общества, утверждаемых органами управления общества, и т.п.
В связи с созданием территориально обособленных подразделений у общества может возникнуть обязанность по постановке их на учет в налоговых органах (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).
Для целей налогового контроля обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Создание даже одного рабочего места организацией вне места ее нахождения является основанием для постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения обособленного подразделения (письмо МНС РФ от 29.04.2004 N 09-3-02/1912 "О признании одного рабочего места обособленным подразделением", письмо Минфина РФ от 21.04.2008 N 03-02-07/2-73, постановления Восьмого ААС от 04.03.2015 N 08АП-102/15 и от 14.05.2015 N 08АП-3127/15, Двенадцатого ААС от 29.07.2016 N 12АП-7064/16).
Рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (п. 1 ст. 11 НК РФ, часть шестая ст. 209 ТК РФ).
Таким образом, возникновение обособленного подразделения организации налоговое законодательство связывает с наличием следующих критериев:
- территориальная обособленность;
- наличие стационарных (созданных на срок более 1 месяца) рабочих мест, оборудованных вне места государственной регистрации организации;
- ведение деятельности через это подразделение;
- осуществление работодателем контроля рабочего места (см. постановления АС Западно-Сибирского округа от 11.06.2015 N Ф04-20325/15, Поволжского округа от 16.11.2016 N Ф06-14530/16).
Под территориальной обособленностью структурного подразделения организации обычно понимают осуществление деятельности по адресу, отличному от адреса организации, который указан в учредительных документах организации и ЕГРЮЛ (см. письма Минфина России от 20.03.2017 N 03-04-06/15861, от 18.08.2015 N 03-02-07/1/47702, постановления АС Западно-Сибирского округа от 11.06.2015 N Ф04-20325/15, Арбитражного суда Поволжского округа от 16.11.2016 N Ф06-14530/16, Двенадцатого ААС от 29.07.2016 N 12АП-7064/16, Седьмого ААС от 26.10.2016 N 07АП-1836/16). При этом Налоговым кодексом РФ не предусмотрены особенности определения обособленных подразделений организации в зависимости от того, что место нахождения этой организации и ее обособленных подразделений на территории, подведомственной одному или нескольким налоговым органам (письмо Минфина России от 11.12.2015 N 03-02-07/1/72669). Обязанность организации представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании каждого обособленного подразделения (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ) возникает независимо от того, что обособленные подразделения организации находятся на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований, подведомственных одному или нескольким налоговым органам (письмо Минфина РФ от 02.09.2011 N 03-02-07/1-314)
Вместе с тем, в судебной практике можно встретить и несколько иной подход, когда под территориальной обособленностью структурного подразделения организации подразумевается его расположение географически отдельно от организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу (см. постановление АС Западно-Сибирского округа от 13.07.2016 N Ф04-2550/16). Подразделение признается территориально-обособленным в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика, а различные почтовые адреса головной организации и подразделения в одном населенном пункте не создают у налогоплательщика обязанности повторной постановки на учет, так как место нахождения юридического лица и место нахождения подразделений совпадает (см. постановление Восьмого ААС от 16.03.2017 N 08АП-1078/17).
Под оборудованностью рабочего места в правоприменительной практике понимается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения (письма Минфина России от 13.11.2015 N 03-02-07/1/65879, от 18.11.2016 N 03-02-07/1/67982, от 14.06.2016 N 03-02-07/1/36019, постановления АС Поволжского округа от 27.10.2016 N Ф06-13908/16, Четырнадцатого ААС от 25.08.2015 N 14АП-5624/15)
Тема
Обособленные подразделения. Филиалы и представительства
См. также
Формы документов
Приказ о создании обособленного подразделения организации
Положение об обособленном подразделении
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право
При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.
См. информацию об авторах