Перечень лиц, входящих в одну группу
По общему правилу сделки и действия, которые могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения, могут осуществляться только после получения согласия антимонопольного органа. В частности, согласие антимонопольного органа может потребоваться на:
- приобретение акций (долей), имущества хозяйствующих субъектов;
- создание организаций в результате слияния;
- присоединение одной или нескольких организаций к другой организации;
- создание организации при оплате ее уставного капитала акциями (долями), имуществом другой организации и др.
Основным критерием, позволяющим отнести сделки и иные действия к требующим обязательного получения предварительного согласия антимонопольного органа, является размер стоимости активов, суммарной выручки лиц, являющихся участниками сделок, действий (ст.ст. 27 - 29 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", далее - Закон о защите конкуренции).
В то же время указанные сделки и действия осуществляются без предварительного согласования с ФАС (с последующим уведомлением) лицами, входящими в одну группу лиц, по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции. Согласно данной норме группой лиц признаются хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое лицо имеет в силу своего участия в этом обществе (товариществе, партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).
Лица, входящие в одну группу по иным основаниям, вправе осуществлять указанные сделки и действия внутри своей группы без предварительного согласия антимонопольного органа при одновременном соблюдении следующих условий (ч. 1 ст. 31 Закона о защите конкуренции):
- в ФАС России не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий был представлен перечень лиц, входящих в одну группу (далее - перечень лиц) в утвержденной антимонопольным органом форме;
- на момент осуществления сделок, иных действий перечень лиц не изменился по сравнению с представленным в ФАС России перечнем.
В этом случае ФАС России должен быть уведомлен о совершении сделок, иных действий не позднее чем через сорок пять дней после даты осуществления таких сделок, иных действий (ч. 3 ст. 31 Закона о защите конкуренции).
Уведомление подается в общем порядке, установленном ст. 32 Закона о защите конкуренции.
Законодательство не содержит обязанности предоставлять перечни лиц в ФАС России с какой-либо периодичностью.
Лицо обязано предоставить перечень лиц, входящих с ним в одну группу, по мотивированному запросу антимонопольного органа. За нарушение данного требования предусмотрен штраф на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей (ч. 1 ст. 25 Закона о защите конкуренции, ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, см. также постановление Шестнадцатого ААС от 31.10.2013 N 16АП-3275/13).
При непредставлении перечня лиц в ФАС России рассматриваемые сделки и действия могут быть совершены внутри группы (кроме случая, указанного в п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции) только при наличии на это согласия антимонопольного органа. Таким образом, перечни лиц целесообразно представлять в ФАС России при планировании указанных сделок, действий внутри группы, причем с расчетом, чтобы на момент осуществления сделок, действий перечень не изменился (см. также постановление ФАС Московского округа от 24.08.2010 N КА-А40/9191-10-П).
Перечень лиц может быть представлен в ФАС России любым лицом, входящим в группу лиц (п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона о защите конкуренции).
Перечень составляется по форме, утвержденной приказом ФАС России от 20.11.2006 N 293. В нем должны быть указаны основания, по которым включенные в него лица, входят в одну группу. К перечню прилагается схематическое изображение группы лиц. Перечень и схематическое изображение представляются на бумажном и на электронном носителях с сопроводительным письмом.
В сопроводительном письме указывается почтовый адрес заявителя или его представителя на территории РФ, перечень представленных документов, и количество листов каждого документа. Сопроводительное письмо скрепляется печатью*(1) заявителя (юридического лица) и подписью заявителя или уполномоченного лица заявителя. Подпись заявителя - физического лица или уполномоченного лица заявителя - физического лица должна быть заверена в установленном порядке (п.п. 4-8 Регламента ФАС России по осуществлению государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц, утв. приказом ФАС России от 28.12.2007 N 457 (далее - Регламент по контролю за группой лиц)).
ФАС России в течение четырнадцати дней со дня получения перечня лиц направляет заявителю одно из следующих уведомлений (ч. 2 ст. 31 Закона о защите конкуренции):
- о получении перечня лиц и размещении его на официальном сайте ФАС России, если такой перечень был представлен с соблюдением требований, утвержденных ФАС России;
- о нарушении формы представления перечня лиц и несоблюдении условий, указанных в ч. 1 ст. 31 Закона о защите конкуренции. В уведомлении также указываются перечень допущенных недочетов и предложение повторно представить исправленный перечень лиц (п. 30.4 и п. 30.5 Регламента по контролю за группой лиц).
В случае установления факта недостоверности представленных сведений о лицах, входящих в одну группу лиц, ФАС России снимает такие сведения со своего официального сайта. При этом виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности (ч. 5 ст. 31 Закона о защите конкуренции, ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, см. также постановление ФАС Уральского округа от 25.11.2010 N Ф09-9717/10-С1).
______________________________
*(1) Ранее хозяйственные общества должны были иметь печать. С 06.04.2015 АО и ООО, по общему правилу, вправе, но не обязаны иметь печать (п. 5 ст. 2 Закона об ООО, п. 7 ст. 2 Закона об АО). Однако во избежание спорных ситуаций до приведения в соответствие с федеральным законодательством подзаконных нормативных правовых актов не рекомендуется отказываться от печати.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право
При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.
См. информацию об авторах