Коммерческая тайна
Под коммерческой тайной понимается правовой режим информации, в силу которого она приобретает статус информации ограниченного доступа, то есть может быть получена третьими лицами лишь с согласия ее обладателя (за исключением случаев, когда закон предусматривает обязанность обладателя такой информации предоставить ее определенным субъектам). При этом на лиц, получающих доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, в силу закона возлагается обязанность обеспечить их конфиденциальность - не разглашать третьим лицам без согласия обладателя этих сведений (за исключением предусмотренных законом случаев). Лица, нарушившие данную обязанность, несут предусмотренную законом ответственность (гражданско-правовую, дисциплинарную, административную или уголовную) (см. п. 1 ст. 3, ст.ст. 6.1, 13 и 14 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - Закон N 98-ФЗ), п. 7 ст. 2, ч. 4 ст. 9, ч. 1 и 2 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ)).
Режим коммерческой тайны предназначен для того, чтобы обеспечить правовой защитой информацию, которая не относится к иным категориям информации ограниченного доступа, охраняемым законом (например, к сведениям о частной жизни физического лица, государственной тайне). В ряде случаев закон предоставляет определенную правовую защиту сведениям, имеющим коммерческую ценность, независимо от того, введен ли в отношении них режим коммерческой тайны (см., например, абзац третий п. 4 ст. 65.2, абзац третий п. 4 ст. 67.2, ст. 727, 771, абзац шестой ст. 1032 ГК РФ). Однако режим коммерческой тайны позволяет в большей степени обеспечить интересы обладателя информации.
Информация признается сведениями, составляющими коммерческую тайну, при одновременном выполнении следующих условий (см. п. 2 ст. 3 Закона N 98-ФЗ).
1. Такие сведения имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность.
Коммерческая ценность сведений выражается в том, что они позволяют их обладателю в текущих или возможных условиях увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров (работ, услуг) или получить иную коммерческую выгоду. Сведения могут иметь производственный, технический, экономический, организационный или иной характер. В частности, к коммерческой тайне, при соблюдении необходимых условий, может быть отнесен секрет производства (ноу-хау), то есть сведения о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности (см. п. 1 ст. 3 Закона N 98-ФЗ, п. 1 ст. 1465 ГК РФ)*(1).
Некоторые сведения ни при каких обстоятельствах не могут составлять коммерческую тайну. Перечень таких сведений содержится в ст. 5 Закона N 98-ФЗ (см. также ч. 6 ст. 10 этого закона). Это перечень является открытым - помимо прямо названных в нем сведений режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении иных сведений, которые в силу закона подлежат обязательному раскрытию или доступ к которым не может быть ограничен (см., например, ч. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
2. Сведения неизвестны третьим лицам и у третьих лиц нет свободного доступа к ним на законном основании.
К коммерческой тайне может быть отнесена информация, не являющаяся общедоступной. Получение третьим лицом доступа к информации на основании закона или договора с ее обладателем само по себе не препятствует признанию ее коммерческой тайной, если в отношении такой информации установлено и соблюдается требование о сохранении ее конфиденциальности (см. п.п. 5 - 8 ст. 3, п. 4 ч. 2 ст. 6.1, ч. 5 ст. 14 Закона N 98-ФЗ).
Следует также учитывать, что те или иные сведения могут образоваться в деятельности нескольких лиц независимо друг от друга. Это обстоятельство также не препятствует возможности признания каждого из таких лиц законным обладателем соответствующих сведений и отнесению этих сведений к коммерческой тайне (см. п. 5 ст. 2 Закона N 149-ФЗ, п. 4 ст. 3 Закона N 98-ФЗ).
3. В отношении соответствующих сведений их обладателем введен режим коммерческой тайны.
Наличие у определенных сведений коммерческой ценности и их неизвестность третьим лицам сами по себе не наделяют эти сведения качеством коммерческой тайны. Необходимо также, чтобы обладатель таких сведений предпринял предусмотренные законом меры по охране их конфиденциальности, свидетельствующие об установлении режима коммерческой тайны (см. ст. 10 Закона N 98-ФЗ).
______________________________
*(1) Отметим, что секрет производства (ноу-хау) может пользоваться правовой охраной и без установления в отношении него режима коммерческой тайны, при условии, что обладатель соответствующих сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право
При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.
См. информацию об авторах