Обзор изменений корпоративного законодательства во втором полугодии 2017 года
Законодательство о госрегистрации юридических лиц
1. С 28.06.2017 в ЕГРЮЛ вносятся сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве (пп. "и.2" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 488-ФЗ).
При наличии у регистрирующего органа указанных сведений он не вправе принимать решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица и не может исключить недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ (абз. второй п. 2 ст. 21.1, абз. второй п. 7 ст. 22 Закона о госрегистрации в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 488-ФЗ).
Ранее ввиду отсутствия соответствующих положений в законодательстве регистрирующий орган мог принять решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в том числе при наличии возбужденного в отношении производства по делу о банкротстве. Принятие такого решения регистрирующего органа приводило к прекращению производства по делу о банкротстве данного юридического лица на основании п. 5 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, что, свою очередь, нарушало право кредиторов такого юридического лица. В связи с чем, Конституционный Суд в постановлении от 18.05.2015 N 10-П признал несоответствующим Конституции РФ п. 2 ст. 21.1 Закона о госрегистрации (в ред. до 28.06.2017) в той мере, в какой данная норма допускала исключение в административном порядке из ЕГРЮЛ юридического лица в случае введения процедуры банкротства судом по заявлению кредитора. Таким образом, рассматриваемые изменения вносятся в целях приведения положений законодательства в соответствие с указанным постановлением.
2. С 01.09.2017 процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа также применяется в следующих случаях (п. 5 ст. 21.1 Закона о госрегистрации в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 488-ФЗ):
а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) (п. 6 ст. 62 ГК РФ);
б) наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
3. С 01.09.2017 заявления, направляемые недействующим юридическим лицом, кредиторами, иными лицами в регистрирующий орган в связи с опубликованием решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ должны быть обязательно мотивированными и могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган только способами, указанными в п. 6 ст. 9 Закона о госрегистрации. При составлении заявления может использоваться форма, утвержденная уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 4 ст. 21.1 Закона о госрегистрации в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 488-ФЗ).
Законодательство об ООО
1. С 01.07.2017 ООО вправе передать Федеральной нотариальной палате ведение и хранение списка участников ООО в реестр списков участников обществ с ограниченной ответственностью единой информационной системы нотариата (далее - ЕИС нотариата), ведение которой осуществляется в соответствии с законодательством РФ о нотариате (п. 1 ст. 31.1 Закона об ООО в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ).
При передаче ведения и хранения списка участников ООО в реестр списков участников обществ с ограниченной ответственностью ЕИС нотариата участники ООО и единоличный исполнительный орган ООО (если иной орган не предусмотрен уставом ООО) обязаны своевременно сообщать нотариусу сведения, определенные Законом об ООО, для внесения нотариусом сведений в реестр списков участников (п. 6 ст. ст. 31.1 Закона об ООО в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ).
2. С 28.06.2017 действует положение о том, что исключение ООО из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Законом о госрегистрации для недействующих юридических лиц, влечет последствия, предусмотренные ГК РФ для отказа основного должника от исполнения обязательства (т.е. ст.ст. 393, 1064 ГК РФ). В данном случае, если неисполнение обязательств ООО (в том числе вследствие причинения вреда) обусловлено тем, что лица, указанные в п.п. 1 - 3 ст. 53.1 ГК РФ, действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества (п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 488-ФЗ).
Таким образом, если у ООО, исключенного из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо, осталась задолженность перед кредиторами, например, за поставленный товар, выполненные работы, причиненный вред соответствующая сумма может быть взыскана с лиц, указанных в п.п. 1 - 3 ст. 53.1 ГК РФ, если они действовали недобросовестно или неразумно.
3. С 01.09.2017 срок ликвидации ООО, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации ООО, не может превышать один год. Если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев (п. 6 ст. 57 Закона об ООО в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 488-ФЗ).
В случае отмены участниками ООО или органом, принявшим решение о ликвидации общества, ранее принятого решения о ликвидации ООО либо истечения срока, указанного в п. 6 ст. 57 Закона об ООО, повторное принятие решения о добровольной ликвидации данного общества возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в ЕГРЮЛ (п. 7 ст. 57 Закона об ООО в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 488-ФЗ).
Законодательство об АО
1. С 02.07.2017 вступили в силу требования к порядку направления и форме уведомлений лиц, которые могут быть признаны заинтересованными в совершении акционерным обществом сделок (указание Банка России от 03.04.2017 N 4338-У).
Уведомление о заинтересованности должно содержать сведения, перечисленные в п. 1 указания Банка России от 03.04.2017, рекомендуемый образец уведомления содержится в приложении 1 к данному указанию.
Уведомление об изменении сведений должно содержать сведения, названные в п. 2 указания Банка России от 03.04.2017 N 4338-У, рекомендуемый образец уведомления об изменении сведений содержится в приложении 2 к данному указанию
Уведомление и уведомление об изменении сведений направляются в общество по усмотрению заявителя одним или несколькими из способов, названных в п. 4 указания Банка России от 03.04.2017 N 4338-У.
Ранее требования к форме уведомления не были установлены. На практике требования к форме и содержанию такого документа, а также порядку направления его могли быть урегулированы внутренним документом АО.
2. С 20.08.2017 утрачивают силу постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 02.10.1997 N 27 "Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг" и приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 29.07.2010 N 10-53/пз-н "О некоторых вопросах ведения реестра владельцев ценных бумаг".
Порядок открытия и ведения регистраторам АО лицевых и иных счетов будет продолжать регулироваться приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 30.07.2013 N 13-65/пз-н "О порядке открытия и ведения держателями реестров владельцев ценных бумаг лицевых и иных счетов и о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Федеральной службы по финансовым рынкам".
3. Планируется, что в августе вступит в силу положение Банка России от 09.03.2017 N 581-П "О дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров" (информация об этом дана в письме Банка России от 08.06.2017 N ИН-06-28/27). В настоящий момент положение находится на регистрации в Минюсте России. Вы можете ознакомиться с текстом проекта.
Законодательство о банкротстве
Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ, вступившим в силу 28.06.2017 (ст. 4) в ст. 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) внесены изменения в части порядка привлечения к гражданско-правовой ответственности контролирующего должника лиц.
Положения п.п. 5 - 5.4, 5.6 ст. 10 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 28.12.2016 N 488-ФЗ применяются к поданным после 01.07.2017 заявлениям о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или заявлениям о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности в виде возмещения убытков (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2016 N 488-ФЗ).
Основные изменения:
1. Срок, в течение которого может быть подано заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по п. 2 и п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве, увеличен до трех лет (ранее был один год) со дня, когда лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом (абз. пятый п. 5 ст. 10 Закона о банкротстве).
2. Предусмотрена подача заявления о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве после завершения конкурсного производства (абз. седьмой п. 5 ст. 10 Закона о банкротстве в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 488-ФЗ). Ранее заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по указанному основанию не могло быть подано после завершения конкурсного производства.
Теперь такое заявление может быть подано не позднее трех лет со дня завершения конкурсного производства, но только в случае, если лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующего основания для привлечения к субсидиарной ответственности после завершения конкурсного производства и если аналогичное требование по тем же основаниям и к тем же лицам не было предъявлено и рассмотрено в деле о банкротстве. В случае пропуска этого срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом (абз. седьмой п. 5 ст. 10 Закона о банкротстве).
3. Заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве, и (или) заявление о возмещении должнику убытков, причиненных ему его учредителями (участниками) или его органами управления (членами его органов управления), по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, в случае, если указанные заявления поданы после завершения конкурсного производства либо судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, теперь рассматриваются арбитражным судом, рассматривавшим дело о банкротстве (абз. первый и шестой п. 5, п. 5.5, п. 5.7 ст. 10 Закона о банкротстве).
Ранее подсудность и подведомственность таких дел определялась по общим правилам (см. например, вопрос 1 Разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике, Обзора судебной практики ВС РФ за четвёртый квартал 2013 г., утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014, вопрос 8 Разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике Обзора судебной практики ВС РФ за первый квартал 2012 г., утв. Президиумом ВС РФ 20.06.2012).
4. В случае возврата арбитражным судом заявления о признании должника банкротом или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, кредитор, обратившийся с указанным заявлением, кредиторы в деле о банкротстве, производство по которому было прекращено, вправе обратиться с исковым заявлением о взыскании в свою пользу с лиц, указанных в п.п. 1 - 3 ст. 53.1 ГК РФ, убытков, причиненных по их вине должнику, в сумме, не превышающей размера требований такого кредитора к должнику, при наличии оснований для возмещения убытков должнику, указанных в п.п. 1 - 3 ст. 53.1 ГК РФ (абз. первый п. 5 и п. 5.8 ст. 10 Закона о банкротстве).
Тема
См. также
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа
Запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений о юридическом лице
Ведение списка участников ООО в единой информационной системе нотариата
Уведомление о заинтересованности в совершении АО сделки
Порядок привлечения к гражданско-правовой ответственности в деле о банкротстве после 01.07.2017
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право
При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.
См. информацию об авторах