Обзор изменений корпоративного законодательства и судебной практики в первом полугодии 2018 года
В настоящем материале рассмотрены:
1. Изменения законодательства о государственной регистрации юридических лиц, в части:
1.3. расширения перечня сведений о залоге доли в уставном капитале ООО, содержащихся в ЕГРЮЛ,
2. Изменения законодательства о раскрытии (предоставления) информации хозяйственными обществами в части сокращения перечня информации, которую публично должны раскрывать (предоставлять) хозяйственные общества
3. Постановление Пленума ВС РФ от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве", посвященное введенной в действие 2017 году главе III.2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" по следующим вопросам:
3.1. контролирующее лицо должника,
3.2. подача заявления должника,
3.3. ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов,
3.4. право на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности,
3.5. исковая давность по требованиям о привлечении к субсидиарной ответственности,
3.6. особенности привлечения к ответственности по корпоративным основаниям при банкротстве
1. Законодательство о государственной регистрации юридических лиц
1.1. С 25.01.2018 в случае если в отношении физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, и юридических лиц иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, в отношении таких лиц сведения, предусмотренные пп.пп. "л.2", "н.1", "н.2", "н.3" и "о" п. 7 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации), вносятся в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, но не размещаются в Интернете. Сведения о юридических лицах - залогодателях по включенным в Реестр сведениям об обременении залогом принадлежащего юридическому лицу движимого имущества подлежат размещению в Интернете (абз. четвертый и пятый п. 2 ст. 7.1 Закона о госрегистрации в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 481-ФЗ, постановление Правительства РФ от 12.01.2018 N 5).
1.2. С 27.01.2018 уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган также ранее срока завершения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной таможенной проверки, составления акта выездной таможенной проверки и принятия по результатам указанной проверки решения (последнего из решений) в сфере таможенного дела (в случае, если принятие соответствующего решения предусмотрено международными договорами РФ и правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством РФ о таможенном деле (пп. г п. 4 ст. 20 Закона о госрегистрации в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 226-ФЗ).
1.3. С 01.02.2018 законодательством установлено требование о включении в ЕГРЮЛ в числе сведений о залоге доли в уставном капитале ООО также сведений о наличии договора управления залогом доли в уставном капитале ООО, о договоре синдицированного кредита (займа), включающего в себя условие об управлении залогом в ООО (при заключении вышеуказанных договоров), и об управляющем залогом по таким договорам. Сведения о договоре управления залогом, управляющем залогом, новом управляющем, прекращении договора управления залогом вносятся в ЕГРЮЛ по общему правилу по заявлению нотариуса, которое подается им на основании обращений к нему лиц, определенных в законе (п. 4 ст. 22 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 486-ФЗ).
Нововведения применяются к отношениям, возникшим после 01.02.2018, при этом стороны договоров, заключенных до указанной даты, могут предусмотреть, что новые правила применяются после 01.02.2018 к правам и обязанностям, возникшим из таких договоров (ст. 20 Федерального закона от 31.12.2017 N 486-ФЗ).
1.4. С 29.04.2018 документы, связанные с государственной регистрацией юридических лиц (документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ, учредительный документ юридического лица (изменения в него), с отметкой регистрирующего органа, документ о постановке на учет в налоговом органе, решение о приостановлении государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации) всегда направляются по включенному в ЕГРЮЛ адресу электронной почты юридического лица, а также по адресу электронной почты, указанному заявителем при представлении документов в регистрирующий орган. По просьбе заявителя документы могут быть выданы ему на бумажном носителе регистрирующим органом, МФЦ или нотариусом в зависимости от способа направления документов на регистрацию (п. 4.4 ст. 9, п. 3 ст. 11, п. 4 ст. 23 Закона о госрегистрации в ред. Федерального закона от 30.10.2017 N 312-ФЗ).
До 29.04.2018 при подаче заявления непосредственно в регистрирующий орган или через МФЦ документы выдаются заявителю регистрирующим органом или МФЦ или направляется по почте в зависимости от способа подачи документов и выбранного заявителем способа получения документов (п. 4.4 ст. 9, п. 3 ст. 11, п. 4 ст. 23 Закона о госрегистрации в ред. до 29.04.2018).
Также в связи с вышеуказанными изменениями с 29.04.2018 при подаче документов на регистрацию учредительный документ юридического лица (изменения к нему) на бумажных носителях подается в единственном экземпляре (п. 3 ст. 11, п. "в" ст. 12, пп. "б" п. 1 ст. 14, пп. "в" п. 1 ст. 17 Закона о госрегистрации в ред. Федерального закона от 30.10.2017 N 312-ФЗ), а документы, представленные на регистрацию через МФЦ, перенаправляются многофункциональным центром в регистрирующий орган в электронной форме не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их получения многофункциональным центром (абз. третий п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации в ред. Федерального закона от 30.10.2017 N 312-ФЗ).
С 29.04.2019 информация о принятии регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации либо о приостановлении государственной регистрации размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети "Интернет" (абз. девятый п. 4.4 ст. 9, абз. пятый п. 4 ст. 23 Закона о госрегистрации в ред. Федерального закона от 30.10.2017 N 312-ФЗ).
2. Законодательство о публичном раскрытии (предоставлении) информации хозяйственными обществами
С 25.01.2018 акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью, на которых возложена обязанность по раскрытию информации в соответствии с федеральными законами (ст. 49 Закона об ООО, ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО)), вправе не осуществлять раскрытие (предоставление) информации, касающейся сделок, являющихся крупными сделками и (или) сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, и (или) осуществлять такое раскрытие (предоставление) в ограниченных составе и (или) объеме, в следующих случаях:
- совершение сделки, связанной с выполнением государственного оборонного заказа и реализацией военно-технического сотрудничества;
- совершение сделки, заключенной с российскими юридическими лицами и физическими лицами, в отношении которых иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера (ст. 50.1 Закона об ООО, ст. 92.2 Закона об АО, п. 6 ст. 30.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (соответствующие изменения в указанные Федеральные законы внесены Федеральным законом от 31.12.2017 N 481-ФЗ), постановление Правительства РФ от 15.01.2018 N 10).
3. Постановление Пленума ВС РФ от 21.12.2017 N 53
"О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве"
В 2017 году Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) был дополнен главой III.2 Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве, внесшей ряд изменений в порядок привлечения к ответственности указанных лиц (см. подробнее Обзор изменений корпоративного законодательства во втором полугодии 2017 года).
В постановлении от 21.12.2017 N 53 Пленум ВС РФ дал ряд разъяснений о применении названных изменений Закона о банкротстве, которые начнут применяться судами уже с начала 2018 года, в частности:
3.1. Контролирующее лицо должника:
- По общему правилу необходимым условием отнесения лица к числу контролирующих должника является наличие у него фактической возможности давать должнику обязательные для исполнения указания или иным образом определять его действия (п. 3 Постановления N 53);
- По общему правилу учитывается контроль, имевший место в период, предшествующий фактическому возникновению признаков банкротства, независимо от того, скрывалось действительное финансовое состояние должника или нет, то есть принимается во внимание трехлетний период, предшествующий моменту, в который должник стал неспособен в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, в том числе об уплате обязательных платежей, из-за превышения совокупного размера обязательств над реальной стоимостью его активов (далее - объективное банкротство) (п. 4 Постановления N 53);
- Номинальный руководитель не утрачивает статус контролирующего лица. По общему правилу, номинальный и фактический руководители несут субсидиарную ответственность солидарно. В случае уменьшения размера субсидиарной ответственности номинального руководителя (п. 9 ст. 61.11 Закона о банкротстве) фактический руководитель несет субсидиарную ответственность в полном объеме. В той части, в которой ответственность номинального руководителя не была уменьшена, он отвечает солидарно с фактическим руководителем (п. 6 Постановления N 53);
- Приведены примеры ситуаций, в которых может быть признано контролирующим должника лицо, которое извлекало выгоду из незаконного или недобросовестного поведения лиц, указанных в п. 1 ст. 53.1 ГК РФ (п. 7 Постановления N 53). Такой контролирующий выгодоприобретатель несет субсидиарную ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов солидарно с руководителем должника, если необходимой причиной объективного банкротства явились сделка или ряд сделок, по которым выгоду извлекло такое третье лицо (п. 21 Постановления N 53).
3.2. Подача заявления должника:
- Обязанность руководителя по обращению в суд с заявлением о банкротстве возникает в момент, когда добросовестный и разумный руководитель, находящийся в сходных обстоятельствах, в рамках стандартной управленческой практики, учитывая масштаб деятельности должника, должен был объективно определить наличие одного из обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 9 Закона о банкротстве (п. 9 Постановления N 53);
- Не несут ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника о собственном банкротстве члены ликвидационной комиссии, которые действовали добросовестно, приняв все зависящие от них меры, необходимые для подачи комиссией заявления о банкротстве (в частности, требовали созыва собрания членов комиссии, голосовали за принятие соответствующего решения и т.д.), однако их позиция не была поддержана другими членами ликвидационной комиссии. Бремя доказывания указанных обстоятельств лежит на привлекаемых к ответственности членах ликвидационной комиссии (п. 11 Постановления N 53);
- Если обязанность по подаче в суд заявления должника не была исполнена несколькими последовательно сменившими друг друга руководителями, первый из них несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, возникшим в период со дня истечения месячного срока и до дня возбуждения дела о банкротстве, последующие - со дня истечения увеличенного на один месяц разумного срока, необходимого для выявления ими как новыми руководителями обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение обязанности по подаче заявления о банкротстве, и до дня возбуждения дела о банкротстве. Эти разъяснения применяются и при привлечении к ответственности ликвидатора, членов ликвидационной комиссии с учетом установленного для них десятидневного срока на подачу заявления (п. 15 Постановления N 53).
3.3. Ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов:
- Размер субсидиарной ответственности может быть уменьшен, если банкротство наступило в результате действий (бездействия) контролирующего лица, однако помимо названных действий (бездействия) увеличению размера долговых обязательств способствовали и внешние факторы (например, имели место неправомерный вывод активов должника под влиянием контролирующего лица и одновременно порча произведенной должником продукции в результате наводнения) (п. 19 Постановления N 53);
- При решении вопроса о том, какие нормы подлежат применению - общие положения о возмещении убытков (в том числе ст. 53.1 ГК РФ) либо специальные правила о субсидиарной ответственности (ст. 61.11 Закона о банкротстве), - суд в каждом конкретном случае оценивает, насколько существенным было негативное воздействие контролирующего лица (нескольких контролирующих лиц, действующих совместно либо раздельно) на деятельность должника, проверяя, как сильно в результате такого воздействия изменилось финансовое положение должника, какие тенденции приобрели экономические показатели, характеризующие должника, после этого воздействия. Независимо от того, каким образом при обращении в суд заявитель поименовал вид ответственности и на какие нормы права он сослался, суд применительно к положениям ст.ст. 133 и 168 АПК РФ самостоятельно квалифицирует предъявленное требование (п. 20 Постановления N 53);
- Если несколько контролирующих должника лиц действовали совместно, они несут субсидиарную ответственность за доведение до банкротства солидарно. Пока не доказано иное, предполагается, что являются совместными действия нескольких контролирующих лиц, аффилированных между собой.
Если несколько контролирующих должника лиц действовали независимо друг от друга и действий каждого из них было достаточно для наступления объективного банкротства должника, названные лица также несут субсидиарную ответственность солидарно. Если несколько контролирующих должника лиц действовали независимо и действий каждого из них, существенно повлиявших на положение должника, было недостаточно для наступления объективного банкротства, но в совокупности их действия привели к такому банкротству, данные лица подлежат привлечению к субсидиарной ответственности в долях (п. 22 Постановления N 53);
- При применении презумпции доведения до банкротства в результате совершения сделки (ряда сделок), которой причинен существенный вред кредиторам, к числу таких сделок относятся, в частности, сделки должника, значимые для него (применительно к масштабам его деятельности) и одновременно являющиеся существенно убыточными. При этом следует учитывать, что значительно влияют на деятельность должника, например, сделки, отвечающие критериям крупных сделок (ст. 78 Закона об АО, ст. 46 Закона об ООО и т.д.). Рассматривая вопрос о том, является ли значимая сделка существенно убыточной, следует исходить из того, что таковой может быть признана в том числе сделка, совершенная на условиях, существенно отличающихся от рыночных в худшую для должника сторону, а также сделка, заключенная по рыночной цене, в результате совершения которой должник утратил возможность продолжать осуществлять одно или несколько направлений хозяйственной деятельности, приносивших ему ранее весомый доход (п. 23 Постановления N 53);
- Презумпции, установленные пп.пп. 2 и 4 п. 2 ст. 61.11 Закона о банкротстве, не могут быть применены к руководителю, если необходимая документация (информация) передана им арбитражному управляющему в ходе рассмотрения судом заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, но это не исключает возможность привлечения руководителя к ответственности в виде возмещения убытков.
Сама по себе непередача предыдущим руководителем новому необходимых документов не освобождает последнего от ответственности и не свидетельствует об отсутствии вины. В случае противоправных действий нескольких руководителей, последовательно сменявших друг друга, связанных с ведением, хранением и восстановлением ими документации, презюмируется, что действий каждого из них было достаточно для доведения должника до объективного банкротства (п. 24 Постановления N 53).
3.4. Право на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности:
- После возвращения заявления о признании должника банкротом уполномоченному органу он вправе предъявить вне рамок дела о банкротстве требование о привлечении к субсидиарной ответственности, только если возврат заявления мотивирован отсутствием надлежащих свидетельств, подтверждающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества должника, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве. В этом случае иные лица не наделяются полномочиями по обращению в суд с требованием о привлечении к субсидиарной ответственности (п. 30 Постановления N 53);
- При прекращении производства по делу о банкротстве на стадии проверки обоснованности заявления о признании должника банкротом (до введения первой процедуры банкротства) по причине отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, заявитель по делу о банкротстве вправе предъявить вне рамок дела о банкротстве требование о привлечении к субсидиарной ответственности, если задолженность перед ним подтверждена вступившим в законную силу судебным актом или иным документом, подлежащим принудительному исполнению в силу закона. В этом случае иные лица не наделяются полномочиями по обращению в суд вне рамок дела о банкротстве с требованием о привлечении к субсидиарной ответственности (п. 31 Постановления N 53).
3.5. Исковая давность по требованиям о привлечении к субсидиарной ответственности:
- Предусмотренный абз. первым п. 5 ст. 61.14 Закона о банкротстве срок исковой давности по общему правилу, исчисляется с момента, когда действующий в интересах всех кредиторов арбитражный управляющий или обычный независимый кредитор, обладающий правом на подачу заявления, узнал или должен был узнать о совокупности следующих обстоятельств: о лице, имеющем статус контролирующего, его неправомерных действиях (бездействии), причинивших вред кредиторам и влекущих за собой субсидиарную ответственность, и о недостаточности активов должника для проведения расчетов со всеми кредиторами (без выяснения точного размера такой недостаточности).
При этом в любом случае течение срока исковой давности не может начаться ранее возникновения права на подачу в суд заявления о привлечении к субсидиарной ответственности (например, ранее введения первой процедуры банкротства, возврата уполномоченному органу заявления о признании должника банкротом, прекращения производства по делу о банкротстве ввиду отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, на стадии проверки обоснованности заявления о признании должника банкротом). Если недобросовестно действующий арбитражный управляющий скрыл от кредиторов обстоятельства, являющиеся основанием для привлечения к субсидиарной ответственности, срок исковой давности не может быть исчислен с момента осведомленности такого управляющего (п. 59 Постановления N 53);
- По требованию, подаваемому после завершения конкурсного производства, срок исковой давности исчисляется с момента, когда обычный независимый кредитор, обладающий правом на подачу заявления вне рамок дела о банкротстве, узнал или должен был узнать о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности (п. 60 Постановления N 53);
- Если какой-либо из кредиторов узнал или должен был узнать о наличии оснований для привлечения к ответственности до того, как об этом объективно могли узнать иные кредиторы, по заявлению контролирующего должника лица исковая давность может быть применена к части требования о привлечении к субсидиарной ответственности, приходящейся на такого информированного кредитора (п.п. 59-61 Постановления N 53);
- Срок исковой давности арбитражному управляющему, кредиторам, являющимся юридическими лицами или предпринимателями, может быть восстановлен лишь в исключительных случаях, когда они действительно были лишены возможности своевременно обратиться в суд по независящим от них причинам (п. 62 Постановления N 53).
3.6. Особенности привлечения к ответственности по корпоративным основаниям при банкротстве:
Срок исковой давности исчисляется с момента, когда должник, например, в лице нового директора, не связанного (прямо или опосредованно) с допустившим нарушение директором, или арбитражного управляющего, утвержденного после прекращения полномочий допустившего нарушение директора, получил реальную возможность узнать о допущенном бывшим директором нарушении либо когда о нарушении узнал или должен был узнать не связанный (прямо или опосредованно) с привлекаемым к ответственности директором участник (учредитель), имевший возможность прекратить полномочия директора, допустившего нарушение. При этом течение срока исковой давности не может начаться ранее дня, когда названные лица узнали или должны были узнать о том, кто является надлежащим ответчиком (например, фактическим директором) (п. 68 Постановления N 53).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право
При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.
См. информацию об авторах