Проверка арбитражным управляющим наличия/отсутствия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, оснований для оспаривания сделок должника
Смотрите в этом материале:
- сроки проведения проверок и предоставления заключений;
- ответственность арбитражного управляющего за неисполнение обязанностей
Проверка арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, наличия/отсутствия оснований для оспаривания сделок должника
Арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях (абз. девятый п. 2 ст. 20.3, абз. четвертый п. 8 ст. 213.9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", далее - Закон о банкротстве).
В настоящее время проверка арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства производится в соответствии с Временными правилами проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 855, далее - Правила N 855.
Определение признаков преднамере нного банкротства, поскольку иного не предусмотрено, проводится вне зависимости от того, по чьему заявлению возбуждено дело о банкротстве. Определение признаков фиктивного банкротства производится в случае возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению должника (п. 11 Правил N 855).
Проверка проводится арбитражным управляющим за период не менее 2 лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве, а также за период проведения процедур банкротства посредством исследования документов должника указанных в п. 2 Правил N 855. Необходимые для проведения проверки документы запрашиваются арбитражным управляющим у кредиторов, руководителя должника, иных лиц. При отсутствии у должника необходимых документов арбитражный управляющий обязан запросить надлежащим образом заверенные копии таких документов у государственных органов, обладающих соответствующей информацией (п. 3 и п. 4 Правил N 855).
На втором этапе выявления признаков преднамеренного банкротства должника арбитражный управляющий проводит анализ сделок должника и действий органов управления должника, в ходе анализа которого устанавливается соответствие сделок и действий (бездействия) органов управления должника законодательству РФ, а также выявляются сделки, заключенные или исполненные на условиях, не соответствующих рыночным условиям, послужившие причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и причинившие реальный ущерб должнику в денежной форме (п. 7 и п. 8 Правил N 855).
Также в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства (п. 2 ст. 34 Закона о банкротстве).
Сроки проведения арбитражным управляющим проверок и предоставления заключений о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, оснований для оспаривания сделок должника
По результатам проверки арбитражным управляющим составляется заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства (п. 14 Правил N 855) и заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника (абз. четвертый п. 2 ст. 67 Закона о банкротстве).
Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства представляется собранию кредиторов, а также не позднее 10 рабочих дней после подписания - в органы, должностные лица которых уполномочены в составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.12 КоАП РФ "Фиктивное или преднамеренное банкротство", для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении. Если установлен факт причинения крупного ущерба, то заключение направляется только в органы предварительного расследования (п. 15 Правил N 855).
В деле о банкротстве юридического лица копии заключения заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства и документов, на основании которых оно подготовлено, заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника прилагаются к отчету временного управляющего, который предоставляется временным управляющим в арбитражный суд не позднее чем за 5 дней до даты заседания суда, указанной в определении о введении наблюдения (п. 2 ст. 67 Закона о банкротстве, пп. "в" п. 7 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утв. постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 N 299). Таким образом, по общему правилу, в деле о банкротстве юридического лица проверка наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротстве проводится арбитражным управляющим в процедуре наблюдения.
Законодательством о банкротстве прямо не установлено, в какой момент в деле о банкротстве гражданина должно быть представлено заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства собранию кредиторов и в арбитражный суд, а также не урегулирован вопрос о предоставлении финансовым управляющим заключения о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника-гражданина.
Судебная практика исходит из того, что заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника-гражданина должны быть подготовлены в пределах установленных судом сроков проведения процедуры реструктуризации долгов гражданина и представлены первому собранию кредиторов, а также в арбитражный суд не позднее чем за 5 дней до даты заседания арбитражного суда по рассмотрению дела о банкротстве гражданина (рассмотрение итогов процедуры реструктуризации долгов) вместе с отчетом финансового управляющего, а если процедура реструктуризации не вводилась, либо предыдущий финансовый управляющий не исполнил соответствующие обязанности надлежащим образом, анализ финансового состояния гражданина и выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства должны быть осуществлены в процедуре реализации имущества (п. 5 и п. 7 ст. 213.12 Закона о банкротстве, постановления АС Западно-Сибирского округа от 12.03.2020 N Ф04-211/20, Седьмого ААС от 23.12.2019 N 07АП-11834/19, Третьего ААС от 23.10.2019 N 03АП-5451/19, Пятнадцатого ААС от 29.01.2020 N 15АП-23178/19, Восьмого ААС от 26.12.2019 N 08АП-13840/19, Двенадцатого ААС от 11.03.2020 N 12АП-16837/19).
Опубликование на Федресурсе сведений о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства
Сведения о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства в деле о банкротстве гражданина, подлежат обязательному опубликованию финансовым управляющим путем их включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (Федресурс) в течение 3 рабочих дней с даты, когда управляющий узнал о возникновении соответствующего факта, т.е. с даты составления управляющим соответствующего заключения (п. 4.1 ст. 28, п. 1 и абз. четвертый п. 2 ст. 213.7 Закона о банкротстве, п. 3.1 Порядка формирования и ведения Единого Федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого Федерального реестра сведений о банкротстве, утв. приказом Минэкономразвития РФ от 05.04.2013 N 178).
В отношении должников-юридических лиц размещение указанных сведений на Федресурсе законодательством не предусмотрено.
Ответственность арбитражного управляющего за неисполнение обязанностей по проверки наличия/отсутствия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, оснований для оспаривания сделок должника
Неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим обязанностей по проведению проверки наличия/отсутствия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, оснований для оспаривания сделок должника по составлению и предоставлению заключения, по размещение в деле о банкротстве гражданина на Федресурсе сведений о наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства является основанием для привлечения управляющего к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 27.02.2019 N Ф02-12/19 и от 23.10.2018 N Ф02-4823/18, АС Уральского округа от 26.11.2019 N Ф09-7088/19, Девятнадцатого ААС от 05.06.2019 N 19АП-2386/19, Восемнадцатого ААС от 23.01.2020 N 18АП-17236/19).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Банкротство организации и гражданина" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам банкротства физических и юридических лиц.
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Банкротство организации и гражданина