Проверки, осуществляемые антимонопольной службой в сфере рекламы
Надзор за соблюдением законодательства о рекламе осуществляют антимонопольные органы: ФАС России и ее территориальные органы (ст. 33 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", далее - Закон о рекламе, п. 3 Положения о государственном надзоре в области рекламы, утв. постановлением Правительства РФ от 20.12.2012 N 1346, далее - Положение N 1346).
Надзор осуществляется путем проведения следующих мероприятий:
1. Возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о рекламе). Внимание - это еще не дело об административном правонарушении, и нормы КоАП РФ тут неприменимы! В данном случае ФАС не проводит проверку по правилам известного Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее -Закон N 294-ФЗ). Тем не менее, объем полномочий ФАС все же очень широк и практически равен объему прав, предоставленных проверяющим Законом N 294-ФЗ (за исключением беспрепятственного посещения зданий, помещений, используемых проверяемыми, в целях проведения мероприятий по контролю, получения документов и информации, необходимых в ходе проведения проверки). Зато процедурных обязанностей (например, заранее извещать о проверке, составлять и выдавать акт проверки) почти нет. Неудивительно, что в подавляющем большинстве случаев ФАС "проверяет" рекламу именно по этой процедуре, которая установлена постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 "Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" (далее - Правила N 508) и Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утв. приказом ФАС от 23.11.2012 N 711/12 (далее - Регламент N 711/12). Нормы Закона N 294-ФЗ к ней не применяются, поскольку ч. 2 ст. 35.1 Закона о рекламе прямо устанавливает, что положения Закона N 294-ФЗ применяются только к плановым и внеплановым документарным и выездным проверкам ФАС. Судебная практика полностью поддерживает этот вывод (постановления АС Волго-Вятского округа от 27.04.2015 N Ф01-1185/15, Второго ААС от 16.12. 2016 N 02АП-10150/16 и 13.05.2014 N 02АП-3281/14, Первого ААС от 07.10.2016 N 01АП-6434/16, Седьмого ААС от 14.11.2016 N 07АП-9699/16, Четырнадцатого ААС от 02.12.2015 N 14АП-8046/15, ФАС Северо-Кавказского округа от 23.06. 2014 N Ф08-4129/14).
По итогам рассмотрения дела ФАС либо прекращает производство по делу, если факт нарушения не подтвердится (п. 36 Правил N 508, п. 3.56 Регламента N 711/12), либо выносит решение о признании рекламы ненадлежащей (п. 42 Правил N 508). ФАС вправе также вынести нарушителю предписание (п. 44 Правил N 508, п. 3.59 Регламента N 711/12). Уже после этого, на основе решения о признании рекламы ненадлежащей и материалов дела и по процедуре КоАП РФ, составляется протокол об административном правонарушении, а виновное лицо привлекается к ответственности.
2. Организация и проведение проверок соблюдения требований законодательства о рекламе рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями (п. 11 ч. 2 ст. 33 Закона о рекламе). Эти проверки проводятся по правилам закона N 294-ФЗ, но со своими особенностями (ч. 2 ст. 35.1 Закона о рекламе, п. 8 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ), а также Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по надзору за соблюдением законодательства о рекламе путем проведения проверок соблюдения законодательства, утв. приказом ФАС России от 04.06.2012 N 360, далее - Регламент N 360). ФАС проводит как плановые (с заранее определенной периодичностью), так и внеплановые (то есть независимо от времени проведения предыдущей проверки при возникновении соответствующих оснований) проверки.
При этом и плановая, и внеплановая проверки могут проводиться в форме документарной или выездной проверки. Закон предоставляет проверяемому лицу некоторые процедурные гарантии, например, в некоторых случаях его нужно заранее предупредить о предстоящей проверке и т.п.
Заканчивается такая проверка составлением акта проверки (ч. 1 ст.16 Закона N 294-ФЗ, п. 3.67 Регламента N 360). Именно в акте фиксируется, выявила ли проверка факты нарушения законодательства, и если да, то кто именно допустил нарушение (п. 7 ч. 2 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Если нарушения выявлены, то в дальнейшем (т.е. после проверки) на основе акта проверки и по процедуре КоАП РФ составляется протокол об административном правонарушении, а виновное лицо привлекается к ответственности (см. также п. 3.84 Регламента N 360).
Каждой проверке присваивается собственный индивидуальный учетный номер, и информация о ней появляется в Едином реестре проверок. Сроки появления информации зависят от характера проверки (см. п.п. 16, 17 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415). Проверка как контрольное мероприятие проводится в отношении субъектов рекламной деятельности на предмет соблюдения именно ими норм Закона о рекламе. В случае если антимонопольный орган направляет определенному лицу требование о предоставлении информации об ином лице, на которое как раз и возложена обязанность по соблюдению положений законодательства о рекламе, то направление такого требования не является проверкой и не регламентируется положениями указанных нормативных актов.
В настоящее время введен мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства в 2016-2018 годах, за исключением определенных категорий организаций и предпринимателей, в частности, наказанных по итогам предыдущей проверки за грубое нарушение, предусмотренное КоАП РФ, либо подвергнутым дисквалификации, административному приостановлению деятельности и т.п (ч. 1, ч. 2 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). Однако статьи 14.3, 14.3.1, 14.37, 14.38 КоАП РФ, устанавливающие ответственность за нарушения требований законодательства о рекламе, не относят нарушения к грубым, а также не предусматривают в качестве санкций ни дисквалификации, ни административного приостановления деятельности. Следовательно, мораторий на плановые проверки действует в описываемой сфере без исключений. Если субъект малого предпринимательства обнаружит, что в отношении его запланирована проверка, то он вправе заявить ФАС России о необходимости его исключения из ежегодного плана (ч. 3 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). Правила подачи и рассмотрения такого заявления установлены постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268. И конечно, этот мораторий не связан и не распространяется на процесс возбуждения и рассмотрения ФАС дел по признакам нарушения законодательства о рекламе.
Тема
Проверки организаций и предпринимателей
См. также
Плановые проверки, проводимые антимонопольным органом в сфере рекламы
Внеплановые проверки, проводимые антимонопольным органом в сфере рекламы
Документарные проверки, осуществляемые антимонопольной службой в сфере рекламы
Выездные проверки, осуществляемые антимонопольной службой в сфере рекламы
Процедура проведения антимонопольным органом проверки в сфере рекламы
Оформление результатов проверки, осуществляемой антимонопольной службой в сфере рекламы
Принятие мер реагирования антимонопольным органом по результатам проверки в сфере рекламы
Мораторий на проверки субъектов малого предпринимательства
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах