Истребование документов при проведении антимонопольным органом проверок в сфере рекламы
Истребование документов и материалов для последующей оценки антимонопольным органом является одним из ключевых элементов проверки. Право антимонопольных органов истребовать необходимые сведения в целях проведения проверки соблюдения субъектами рекламной деятельности законодательства о рекламе закреплено в статье 34 Закона "О рекламе".
Антимонопольный орган направляет запрос информации, материалов как при проведении плановой, так и внеплановой проверки, выездной и документарной. Запрос составляется по форме, приведенной в приложении 5 к Регламенту N 360. Направляется по почте заказным письмом с уведомлением или вручается представителю проверяемого лица под роспись (п.п. 3.38, 3.54 Регламента N 360).
Запрос документов и материалов от имени антимонопольного органа должен быть мотивирован: в нём должны быть приведены нормы, на предмет соблюдения которых проводится проверка, а в случае наличия заявления или сведений о недостоверности рекламных сообщений - такая информация также может приводиться с тем, чтобы проверяемое лицо могло понять, в чем именно заключается претензия со стороны антимонопольного органа, и представить необходимые документы, материалы и пояснения
Статья 34 Закона "О рекламе" говорит о том, что могут быть запрошены и, соответственно, должны быть представлены любые необходимые документы и материалы: акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, в том числе выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях. Не делается исключения и для охраняемой законом тайны - должна быть представлена, в том числе, информация, составляющая коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну (для обеспечения сохранности информации на антимонопольные органы возложена обязанность не разглашать охраняемую законом тайну). В частности, антимонопольный орган вправе запрашивать персональные данные граждан, включая сведения о владельце абонентского номера, с которого поступало рекламное смс-сообщение (см. письмо ФАС России от 28.08.2015 N АК/45747/15, постановление Верховного Суда РФ от 13.08.2015 N 302-АД15-5169). В случае запроса пояснений у проверяемого лица такие сведения могут быть представлены в устной форме.
Однако при проведении проверки антимонопольный орган не вправе требовать у проверяемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки, а также (при документарной проверке) сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (ч. 11 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, далее - Закон N 294-ФЗ). При проведении любой проверки проверяющие не вправе требовать представления документов и (или) информации, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ). При этом такие документы и сведения проверяемое лицо вправе (но не обязано), со своей стороны, предоставить по собственной инициативе (п. 2.2 ст. 21 Закона N 294-ФЗ). В упомянутый выше перечень, например, входят сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 129 и п. 131), из реестра лицензий на осуществление фармдеятельности (п. 54), из реестра СМИ (п. 62), реестра лицензий на теле- и радиовещание (п. 64), из реестра лицензий на производство лекарств и осуществление меддеятельности (п. 15, п. 56), реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности (п. 70), из госреестра лекарственных средств (п. 2) и иные.
Если документы истребуются во время выездной проверки, которая проводится сразу после документарной, то сотрудники ФАС вправе запросить только те сведения и документы, которые не предоставлялись ведомству во время документарной проверки (ч. 10 ст. 11, ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ).
Проверяемое лицо представляет в антимонопольный орган указанные в запросе документы в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью руководителя юридического лица (индивидуального предпринимателя) или уполномоченного представителя. Копии должны быть прошиты, пронумерованы (если документы состоят более чем из одного листа) (п.п. 3.39, 3.55 Регламента N 360). Антимонопольный орган не вправе требовать от проверяемого лица нотариального удостоверения представляемых копий документов (ч. 7 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). Представляемые аудио- и видеоматериалы проверяемое лицо не заверяет, отражает их представление в сопроводительном письме о передаче материалов, а также может (по требованию проверяющего органа или по своей инициативе) сделать распечатку аудиоматериалов или "раскадровку" видеоматериалов, которые можно заверить печатями и подписями. Т.е. представляемые рекламные материалы в любых формах (аудио-, видеоносители, печатные материалы, буклеты, газеты и журналы с рекламой, образцы наружной рекламы и др.) могут быть представлены как в виде оригиналов таких материалов (образцы газет, журналов, содержащих конкретную рекламу), так и в виде копий, заверенных проверяемым лицом (копии страниц газет, журналов, макеты наружной рекламы, баннеров в интернете, раскадровка видеороликов, текст аудиоролика).
При истребовании документов в рамках документарной проверки они могут быть представлены в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (п. 3.39 Регламента N 360).
Перечень информации, сведений, которые должно представить проверяемое лицо, содержится в самом распорядительном акте о проведении проверки (приказе или распоряжении), в уведомлении о проведении проверки, а также может быть изложен в процессе проведения проверки: при проведении выездной проверки по итогам анализа части представленной информации должностные лица антимонопольного органа вправе затребовать пояснения у должностных лиц проверяемого лица или представления дополнительных документов, материалов; в рамках проведения документарной проверки после анализа части представленных сведений также могут быть запрошены дополнительные материалы, документы.
Документы и информация, истребованные в рамках документарной проверки, должны быть предоставлены в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса; истребованные при выездной проверке - в срок, не превышающий трех рабочих дней с момента получения указанного требования (п.п. 3.39, 3.54 Регламента N 360).
Если в трехдневный срок документы не могут быть предоставлены, руководитель проверяемого лица (уполномоченный представитель) в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомляет об этом инспекцию антимонопольного органа с указанием причин и срока, в который истребуемые сведения могут быть предоставлены (п. 3.57 Регламента N 360). В этом случае инспекция антимонопольного органа принимает одно из двух решений: либо об установлении нового срока представления материалов, документов (в случае наличия уважительных причин пропуска срока), либо об отказе в предоставлении нового срока с указанием причин такого отказа. О принятом решении проверяемое лицо уведомляется.
Передача истребованных документов, материалов может осуществляться на основании акта приема-передачи документов, если такое требование предъявит проверяемое лицо (п. 3.56 Регламента N 360). Наличие такого акта "застрахует" от повторного истребования документов, а также будет являться доказательством исполнения требования в полном объеме и в необходимый срок.
Законодательство не устанавливает ограничений по временному периоду, за который инспекторы могут проверить документы. Вместе с тем, запрашивая документы, должностные лица антимонопольного органа должны учитывать сроки хранения рекламных материалов, установленные в ст. 12 Закона о рекламе. В случае невозможности предоставления каких-либо документов из списка запрашиваемых, в том числе по причине их уничтожения в связи с истечением срока хранения, проверяемому лицу необходимо представить письменные пояснения с указанием причин их отсутствия.
При непредставлении проверяемым лицом запрошенной инспекцией антимонопольного органа в установленный срок информации должностные лица антимонопольного органа решают вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении за нарушение ч. 6 ст. 19.8 КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на февраль 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.