Документарные проверки, осуществляемые антимонопольной службой в сфере рекламы
Документарные проверки - это одна из форм проведения как плановой, так и внеплановой проверки. При проведении документарной проверки должностные лица антимонопольного органа не выезжают на место нахождения проверяемого лица, а проводят проверку камерально - по месту нахождения антимонопольного органа, при этом у проверяемого лица запрашиваются все необходимые материалы, документы, пояснения.
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах проверяемого лица, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, образцы рекламных материалов, иные материалы и документы, используемые при осуществлении им деятельности и связанные с исполнением им обязательных требований, исполнением предписаний антимонопольного органа (п. 3.35 Регламента N 360).
При проведении документарной проверки в сфере рекламы проводится анализ:
- правовых актов проверяемого лица (в том числе распоряжений, приказов о проведении рекламных кампаний, их масштабах, о назначении ответственных лиц за их проведение);
- соглашений и договоров, заключенных проверяемым лицом (в том числе по поводу заказа и размещения конкретной рекламы);
- финансовых, отчетных, контрольных, плановых, аналитических документов проверяемого лица (в том числе об оплате заказанной или размещенной конкретной рекламы);
- образцов рекламных материалов;
- иных документов и информации, необходимых для установления признаков нарушения законодательства о рекламе.
В рамках документарных проверок ФАС России не вправе запрашивать такие сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (ч. 11 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). В особенности это касается документов (включая разрешительные) и сведений, включенных в перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ). При этом такие документы и сведения проверяемое лицо вправе (но не обязано), со своей стороны, предоставить самостоятельно (п. 2.2 ст. 21 Закона N 294-ФЗ). В упомянутый выше перечень, например, входят сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 129 и п. 131), из реестра лицензий на осуществление фармдеятельности (п. 54), сведения из реестра СМИ (п. 62), реестра лицензий на теле- и радиовещание (п. 64), из реестра лицензий на производство лекарств и осуществление меддеятельности (п. 15, п. 56), реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности (п. 70), сведения из госреестра лекарственных средств (п. 2) и иные.
Поскольку в рамках проведения проверки проверяемое лицо изучается на предмет соблюдения положений законодательства о рекламе, то в первую очередь, запрашиваются и анализируются рекламные материалы в любых формах: и видеоролики, и аудиоролики, и печатные рекламные материалы (в том числе буклеты, газеты и журналы с рекламой), образцы наружной рекламы и любые другие. Причем могут быть представлены как оригиналы таких материалов (образцы газет, журналов, содержащих конкретную рекламу), так и копии, заверенные проверяемым лицом (копии страниц газет, журналов, макеты наружной рекламы, баннеров в интернете, раскадровка видеороликов, текст аудиоролика). В случае если размещалась аудио- или видеореклама, то представляются соответствующие записи на аудио-, видеоносителях.
Кроме того, запрашиваются документы, связанные с обстоятельствами распространения рекламы и позволяющие установить масштабы рекламной кампании (места и способы распространения рекламы, период ее распространения): копии договоров на изготовление и распространение рекламы, копии платежных поручений, иных финансовых документов, подтверждающих оплату по договорам. Могут запрашиваться сведения, подтверждающие достоверность приводимой в рекламе информации, наличие копий регистрационных удостоверений на рекламируемые товары, лицензий на рекламируемые услуги (в случае необходимости) и иная информация, включая служебную переписку, в том числе в электронном виде.
При этом должны быть предоставлены, в том числе, материалы и документы, содержащие охраняемую законом тайну, однако в данном случае на должностных лиц антимонопольного органа возлагается обязанность соблюдать установленный режим тайны и не допускать распространение информации иным лицам.
Также могут запрашивать необходимые пояснения от проверяемого лица (его руководителей) относительно содержания рекламы или обстоятельств ее распространения.
Поскольку в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О рекламе" срок хранения субъектами рекламной деятельности рекламных материалов оставляет 1 год, то проверка может охватывать любой период в течение этого года.
При проведении документарной проверки антимонопольный орган направляет проверяемому лицу запрос необходимой информации, в котором приводится перечень материалов и документов, представление которых требуется, кроме того, указывается срок, к которому должны быть представлены запрошенные материалы и документы. Надо заметить, что данный запрос антимонопольного органа должен быть мотивированным, то есть в нем должны содержаться ссылки на основания проведения такой проверки - возможно, поступление заявление физического или юридического лица или выявление признаков нарушения законодательства о рекламе непосредственно сотрудниками антимонопольного органа, или проведение проверки в соответствии с планом антимонопольного органа.
Кроме того, одновременно с данным запросом направляется копия приказа (распоряжения) о проведении проверки, заверенная печатью соответствующего антимонопольного органа. Из данного документа проверяемое лицо получает информацию о том, какие именно должностные лица антимонопольного органа проводят проверку и основания проведения такой проверки.
Документарная проверка может проводиться как инспекцией (то есть несколькими должностными лицами антимонопольного органа) во главе с руководителем инспекции, так и одним должностным лицом. В случае если проверку проводит центральный аппарат ФАС России, то состав инспекции не может быть менее трех человек, если проверка проводится территориальным органом ФАС России, то инспекция должна состоять не менее чем из двух человек. Конкретный состав лиц, которые проводят проверку, определяется руководством антимонопольного органа в приказе или распоряжении о проведении такой проверки.
При проведении документарной проверки антимонопольный орган может требовать только те документы и материалы, которые относятся к предмету документарной проверки - то есть связаны с соблюдением законодательства о рекламе (в случае проведения документарной внеплановой проверки - обычно касаются обстоятельств распространения конкретной рекламы).
В ответ на полученный от антимонопольного органа запрос информации проверяемое лицо должно представить запрошенные материалы в виде копий, подписанных руководителем проверяемого юридического лица или его уполномоченным представителем либо иным должностным лицом данного проверяемого лица и заверенных печатью. Если проверка проводится в отношении индивидуального предпринимателя, копии документов, материалов должны быть подписаны данным индивидуальным предпринимателем или его уполномоченным представителем и заверены печатью (при ее наличии). Также ответ на соответствующий запрос антимонопольного органа может быть представлен в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (п. 3.39 Регламента N 360).
В случае непредставления проверяемым лицом запрошенной антимонопольным органом информации должностные лица антимонопольного органа решают вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении за нарушение ч. 6 ст. 19.8 КоАП РФ, согласно которой непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на февраль 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.