Процедура проведения антимонопольным органом проверки в сфере рекламы
Еще до проведения проверки антимонопольное ведомство проводит мероприятия по профилактике нарушения обязательных требований: размещает на своем официальном сайте Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей (с текстами), содержащих обязательные требования, которые и подлежат проверке (п. 1 ч. 2 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ); проводит семинары, разъясняет спорные вопросы в СМИ и т.п. (п. 2 ч. 2 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ); обобщает и публикует на сайте практику по надзору, в том числе, наиболее частые нарушения и рекомендации по недопущению таких нарушений (п. 3 ч. 2 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ); выдает предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (п. 4 ч. 2 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ). Подробнее см. материал ЭР Профилактические мероприятия.
Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Порядок и сроки выполнения административных процедур при проведении проверок антимонопольным органом установлены Административным регламентом N 360. Процедура проведения проверки в сфере рекламы не отличается принципиально в зависимости от того, проводится плановая проверка или внеплановая, выездная или документарная.
Указанные виды и формы проверки влияют на основание проведения проверки и на место ее проведения, порядок получения документов, сведений в процессе проведения проверки. Однако ключевое, что происходит при проведении антимонопольным органом проверки в сфере рекламы, - это изучение, исследование и анализ документов, материалов, сведений, уже имеющихся в распоряжении антимонопольного органа, а также полученных в ходе проведения проверки.
В настоящее время введен мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства в 2016-2018 годах, за исключением определенных категорий организаций и предпринимателей (ч. 1, ч. 2 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). При этом плановая (и только плановая) проверка субъекта малого бизнеса может быть прекращена, если она, во-первых, запланирована с нарушением требований ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ о трехлетнем запрете на проверки, а во-вторых, проверяемое лицо представит инспекторам ФАС России документы, подтверждающие принадлежность к субъектам малого предпринимательства (ч. 5 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ), например, документы, предусмотренные п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268. О прекращении проверки оставляется специальный акт. Еще один случай прекращения начавшейся проверки касается внеплановых проверок: если она организована по поступившим в ФАС заявлениям и обращениям, причем после начала проверки выяснились либо анонимность, либо заведомая ложность этих обращения или заявления (ч. 3.4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Проверка прекращается решением руководителя УФАС (его заместителя). Если же проверяющие из ФАС появились для проведения выездной проверки, но она не может состояться из-за отсутствия руководителя проверяемой организации (или ИП, либо их должностных лиц) или из-за иных их действий (бездействия), то проверяющие составляют акт о невозможности проведения проверки с указанием причин невозможности ее проведения (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). В этом случае ФАС вправе в течение ближайших трех месяцев провести еще одну проверку, на этот раз без предупреждения. О проведении этой повторной проверки выносится новый приказ (см. письмо ФАС России от 21.02.2017 N АК/10980/17).
В целом вся процедура проведения проверки может быть разделена на следующие стадии:
- запрос информации антимонопольным органом;
- представление информации проверяемым лицом;
- анализ представленной информации антимонопольным органом;
- оформление результатов проверки.
Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения каждой проверки, является приказ (распоряжение) руководителя антимонопольного органа (его заместителя) о проведении проверки в отношении конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя. Должностные лица вправе проводить проверку только на основании соответствующего приказа (распоряжения) и только во время исполнения ими служебных обязанностей (п.п. 3, 4 ст. 18 Закона N 294-ФЗ).
При анализе информации определяется статус проверяемого лица в отношениях по распространению данной рекламы (кем является данное лицо: рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем), определяется, есть ли признаки нарушения закона в рекламе (нарушений как общих требований, так и специальных требований к рекламе отдельных видов товаров), определяются масштабы рекламной кампании, выявляются лица, виновные в распространении ненадлежащей рекламы.
При проведении проверки в сфере рекламы проводится изучение учредительных документов проверяемого лица, его взаимоотношений с иными лицами по вопросу распространения рекламы (в том числе спорной рекламы, если проверка проводится по факту распространения конкретной рекламы). Данная информация позволяет уточнить статус проверяемого лица в сфере рекламы - рекламодатель, рекламораспространитель, рекламопроизводитель, и соответственно определить, какого рода дополнительные сведения можно запрашивать у данного лица.
Кроме того, изучаются распорядительные акты проверяемого лица, связанные с распространением рекламы - выявление должностных лиц проверяемого лица, ответственных за заказ, изготовление и распространение рекламы, подписание договоров и актов о выполнении работы в сфере рекламы; определение непосредственных поручений, изданных для целей создания или распространения рекламы. Должностные лица ФАС вправе запросить информацию, составляющую коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, включая служебную переписку в электронном виде (ч. 1 ст. 34 Закона о рекламе).
Также рассматриваются соглашения и договоры, заключенные на создание и распространение рекламы, а также приложения к ним - в том числе утвержденные макеты рекламных материалов, акты приемки работ по созданию, распространению рекламы, отчеты о выполненных работах контрагентами.
Отдельным образом анализируются рекламные материалы - по своему содержанию и месту, способу распространения. Такая реклама проверяется на соблюдение формальных требований, содержащихся в Федеральном законе "О рекламе", - например, в отношении наличия обязательных предупреждений определенного размера в рекламе алкогольной продукции, табака, лекарственных средств, медицинских услуг, или требований о наличии определенных сведений в рекламе финансовых услуг, стимулирующих мероприятий. Кроме того, сведения, содержащиеся в рекламе, могут быть проверены на содержание в них недостоверных сведений, некорректного сравнения, оскорбительных образов. В случае распространения рекламы деятельности, подлежащей лицензированию, у проверяемого лица могут быть запрошены сведения о наличии соответствующей лицензии.
Реклама отдельных видов товаров (алкогольной продукции, табака, лекарственных средств, оружия, основанных на риске игр) также проверяется на предмет распространения в разрешенных законом местах.
Сведения, связанные с масштабом рекламной кампании, могут быть получены из договоров на распространение рекламы, платежных и иных финансовых документов, подтверждающих исполнение таких договоров. Данные сведения позволяют установить период распространения рекламы, а также места ее распространения.
Также при проведении проверки могут быть истребованы для анализа пояснения проверяемого лица, а также иные сведения, связанные с соблюдением проверяемым лицом требований законодательства о рекламе.
Указанные сведения, документы, информация запрашивается у проверяемого лица по предъявлении соответствующего запроса (требования) антимонопольного органа. Такая информация должна быть представлена в определенный срок, указанный в запросе (требовании).
Однако антимонопольный орган не вправе требовать представления документов и (или) информации, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ). Проверяемое лицо вправе (но не обязано) предоставить такие документы и информацию по собственной инициативе (п. 2.2 ст. 21 Закона N 294-ФЗ).
Если это документарная проверка, то сведения в письменном виде отправляются в УФАС, в том числе в электронном виде (ч. 6 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, п. 3.39 Регламента N 360). Если проверка выездная, то документы вручаются проверяющим (они именуются "инспекцией для проведения проверки", см. п. 3.27 Регламента N 360). Однако ФАС не может требовать те документы, которые уже передавались во время документарной проверки, если проводилась непосредственно перед выездной (п. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). Можно вместе с документами дать необходимые пояснения относительно содержания рекламы, обстоятельств ее распространения или иных вопросов, возникающих в ходе проведения проверки (ч. 10 ст. 11, п. 1 ст. 21 Закона N 294-ФЗ).
На основе анализа всех материалов, документов, пояснений должностными лицами антимонопольного органа, уполномоченными на проведение проверки, делается вывод о соблюдении проверяемым лицом требований законодательства о рекламе или о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе. Заканчивается проверка составлением акта проверки (ч. 1 ст.16 Закона N 294-ФЗ, п. 3.67 Регламента N 360). Именно в акте фиксируется, выявила ли проверка факты нарушения законодательства, и если да, то кто именно допустил нарушение (п. 7 ч. 2 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Если нарушения выявлены, то в дальнейшем (то есть после проверки) на основе акта проверки и по процедуре КоАП РФ составляется протокол об административном правонарушении, а виновное лицо привлекается к ответственности (см. также п. 3.84 Регламента N 360).
Каждой проверке присваивается собственный индивидуальный учетный номер, и информация о ней появляется в Едином реестре проверок. Сроки появления информации зависят от характера проверки (см. ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ, п.п. 16, 17 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
Тема
Проверки, осуществляемые антимонопольной службой в сфере рекламы
См. также
Плановые проверки, проводимые антимонопольным органом в сфере рекламы
Внеплановые проверки, проводимые антимонопольным органом в сфере рекламы
Документарные проверки, осуществляемые антимонопольной службой в сфере рекламы
Выездные проверки, осуществляемые антимонопольной службой в сфере рекламы
Приказ (распоряжение) антимонопольного органа о проведении проверки в сфере рекламы
Уведомление о проведении проверки антимонопольным органом в сфере рекламы
Истребование документов при проведении антимонопольным органом проверок в сфере рекламы
Срок проведения проверки, осуществляемой антимонопольной службой в сфере рекламы
Оформление результатов проверки, осуществляемой антимонопольной службой в сфере рекламы
Права и обязанности проверяемых лиц при проверках в сфере рекламы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на февраль 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.