Плановые проверки, проводимые антимонопольным органом в сфере рекламы
С 18 марта 2017 года в данной сфере надзора введен риск-ориентированный подход (п. 33 Перечня, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806). В настоящий момент данный подход применяться не может: он предполагает разную частоту проверок для разных субъектов в зависимости от конкретных присвоенных им категорий риска (см. ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ), при этом критерии присвоения этих категорий риска пока не утверждены (проекты соответствующих актов должны появиться к 15 мая 2017 года, см. пп. "о" п. 3.1 постановления Правительства РФ от 17.08.2016 N 806).
При плановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводится исследование деятельности проверяемых лиц в сфере рекламы за определенный период на предмет соответствия требованиям Федерального закона "О рекламе". В отличие от внеплановых, плановые проверки не направлены на быструю реакцию на сообщение о возможном нарушении законодательства о рекламе.
Проверки проводятся в отношении лиц, включенных в ежегодный план проведения проверок.
Плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в 3 года (ч. 2, ч. 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Основанием для включения в ежегодный план проверок является истечение трехлетнего периода со дня (ч. 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, п. 3.5 Регламента N 360):
- создания проверяемого лица;
- окончания проведения антимонопольным органом последней плановой проверки проверяемого лица.
Соответственно, в случае если лицо создано (зарегистрировано) менее чем три года назад, то оно не может быть включено в план проведения проверок и в отношении него не может быть проведена плановая проверка. Вместе с тем закон не запрещает провести в отношении такого лица внеплановую проверку, если есть соответствующие основания для ее проведения. Несмотря на то, что плановая проверка может проводиться не чаще чем раз в 3 года, это не означает, что при проведении проверки антимонопольный орган вправе запросить и проверить рекламные материалы, распространявшиеся за все эти 3 года. Статья 12 Федерального закона "О рекламе" закрепляет за субъектами рекламной деятельности обязанность хранить рекламные материалы и договоры, с ними связанные, в течение 1 года со дня их распространения. Соответственно, при проведении проверки запрашиваются материалы и документы, связанные с рекламой, распространявшейся не более 1 года назад.
Также не может быть проведена плановая проверка в отношении лица, которое менее чем три года назад подвергалось плановой проверке антимонопольным органом. При этом не имеет значения, каким именно антимонопольным органом проводилась предшествующая плановая проверка - ФАС России или одним из его территориальных органов. Однако стоит обратить внимание, что указанное ограничение действует только в отношении ранее проведенной плановой проверки - соответственно, если менее чем три года назад антимонопольным органом проводилась внеплановая проверка, это не является основанием для невключения такого лица в план проверок и непроведения в отношении него плановой проверки. Проведение плановой или внеплановой проверки в отношении данного лица иным органом государственной власти, осуществляющим контрольные (надзорные) функции, также не является помехой для проведения в отношении данного лица плановой проверки антимонопольным органом.
Верховный Суд РФ пришел к выводу, что по истечении трехлетнего срока (после окончания предыдущей проверки) у надзорного органа появляется лишь право включить такой объект в План проверок на следующий год, но не появляется права проводить плановую проверку (см. постановление от 11.01.2016 N 16-АД15-9).
Согласно ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года запрещены плановые проверки в отношении субъектов малого бизнеса, за некоторыми исключениями (если по итогам предыдущей проверки, проведенной менее трех лет назад, субъекты были наказаны за грубое нарушение, предусмотренное КоАП РФ, либо подвергались дисквалификации, административному приостановлению деятельности). Однако статьи 14.3, 14.3.1, 14.37, 14.38 КоАП РФ, устанавливающие ответственность за нарушения требований законодательства о рекламе, не относят нарушения к грубым, а также не предусматривают в качестве санкций ни дисквалификации, ни административного приостановления деятельности. Следовательно, мораторий на плановые проверки действует в описываемой сфере без исключений. Если юридическое лицо (предприниматель) полагает, что проверка в его отношении включена в план незаконно, то оно вправе заявить ФАС России о необходимости его исключения из ежегодного плана (ч. 3 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). Правила подачи и рассмотрения такого заявления установлены постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268. Чтобы прекратить начавшуюся плановую (только плановую!) проверку, проверяемое лицо должно предоставить должностным лицам ФАС России документы, подтверждающие принадлежность к субъектам малого предпринимательства (ч. 5 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ, см. также письмо ФАС России от 12.08.2015 N АК/41908/15), например, документы, предусмотренные п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268.
Плановые проверки могут проводиться в форме документарной или выездной проверки (п. 3.8 Регламента N 360). При этом порядок проведения и плановой документарной, и плановой выездной проверки принципиально не отличается от порядка проведения документарной или выездной проверки внепланового характера. В начале проведения проверки проверяемому лицу направляется (передается) запрос о представлении необходимых документов, материалов, сведений, которые проверяемое лицо должно передать уполномоченным должностным лицам антимонопольного органа для того, чтобы инспекция или уполномоченное должностное лицо могли изучить эти документы, материалы и оценить представленную информацию на соответствие законодательству о рекламе.
Распорядительным документом антимонопольного органа о проведении плановой проверки является приказ руководителя антимонопольного органа (приказ руководителя ФАС России или приказ руководителя соответствующего территориального органа ФАС России). Форма приказа приведена вприложении 3 к Регламенту N 360.
Плановая проверка проводится должностными лицами, указанными в приказе о проведении проверки (п.п. 3.26, 3.27 Регламента N 360):
при проведении выездной проверки - инспекцией, возглавляемой руководителем инспекции (в составе не менее трех человек, в территориальном органе - не менее двух человек);
при проведении документарной проверки - инспекцией или одним должностным лицом.
О проведении плановой проверки проверяемому лицу известно заранее, и оно имеет возможность подготовиться к ней, в том числе самостоятельно исследовав имеющиеся у него документы и материалы.
Во-первых, ежегодный план проведения проверок антимонопольными органами размещается на сайтах ФАС России и территориальных органов ФАС России, а также на сайте Генеральной прокуратуры РФ.
Во-вторых, антимонопольный орган, проводящий проверку, обязан уведомить проверяемое лицо о проведении в отношении него плановой проверки не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, в том числе E-mail, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью и направленным по адресу электронной почты организации, ИП, если такой адрес либо содержится соответственно в ЕГРЮЛ (ЕРГИП), либо уже ранее представлялся в антимонопольный орган (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, п. 3.33 Регламента N 360). Кроме приказа в адрес проверяемого лица также направляется письмо-уведомление, в котором лицо информируется о проведении плановой проверки и в котором указывается о необходимости совершения проверяемым лицом определенных действий.
Проведение антимонопольным органом плановой проверки, не включенной в ежегодный план, а также без предварительного уведомления о её проведении, относится к категории грубых нарушений требований организации и проведения проверки, влекущих за собой отмену результатов такой проверки по заявлению проверяемого лица (п.п. 1, 7 ч. 2 ст. 20, ч. 7 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). Виновные должностные лица по заявлению организации (предпринимателя) могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Плановая проверка проводится в течение двадцати рабочих дней. В случае исключительной необходимости срок проведения плановой проверки может быть продлен не более чем на десять рабочих дней (ч. 5 ст. 35.1 Закона о рекламе, п. 2.16 Регламента N 360).
Информация о плановой проверке, включая её индивидуальный учетный номер, будет внесена в Единый реестр проверок не позднее 3 рабочих дней со дня издания распоряжения о проверке (п. 16 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
Тема
Процедура проведения антимонопольным органом проверки в сфере рекламы
См. также
Уведомление о проведении проверки антимонопольным органом в сфере рекламы
Приказ (распоряжение) антимонопольного органа о проведении проверки в сфере рекламы
Срок проведения проверки, осуществляемой антимонопольной службой в сфере рекламы
Документарные проверки, осуществляемые антимонопольной службой в сфере рекламы
Выездные проверки, осуществляемые антимонопольной службой в сфере рекламы
Мораторий на проверки субъектов малого предпринимательства
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на декабрь 2020 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.