Внеплановые проверки, проводимые антимонопольным органом в сфере рекламы
Внеплановые проверки проводятся без внесения сведений о таких проверках или о лицах, подлежащих такой проверке, в план проведения проверок.
Основаниями проведения внеплановых проверок антимонопольными органами в соответствии с ч. 2 ст. 35.1 Закона о рекламе, ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 3.6 Регламента N 360, являются:
- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного антимонопольным органом предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований (п. 1 ч. 4 ст. 35.1 Закона о рекламе);
- мотивированное представление сотрудника антимонопольного органа по итогам рассмотрения или предварительной проверки поступивших обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, должностных лиц антимонопольного органа, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений законодательства о рекламе (п. 2 ч. 4 ст. 35.1 Закона о рекламе). Заявления граждан могут влечь проверку, только если они подписаны, а электронные сообщения - только если их автор авторизовался во ФГИС Единая система идентификации и аутентификации (ч. 3 ст. 10 Закона N 294-ФЗ), при этом ведомство при наличии сомнений в авторстве обязано принять меры к установлению обратившегося лица. Кроме того, ФАС справе провести так называемую предварительную проверку поступившей информации (ч. 3.2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ), в том числе может запросить (в том числе устно, по телефону) какие-то сведения и пояснения у того самого лица, на действия которого поступила жалоба. Отвечать на этот запрос - в рамках предварительно проверки - необязательно (однако это может быть в интересах самого лица - объекта предварительной проверки);
Если во время внеплановой проверки, проводимой по указанному основанию, выяснится анонимность либо заведомая ложность обращения или заявления о нарушении законодательства о рекламе, то проверка немедленно прекращается (ч. 3.4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
- мотивированное представление сотрудника антимонопольного органа о выявленных признаках нарушений законодательства о рекламе в результате проводимого должностными лицами антимонопольного органа наблюдения за соблюдением обязательных требований. Речь идет о мониторинге рекламы, распространяемой в теле-, радиопрограммах, в наружной рекламе, в печатных изданиях, в сети "Интернет" и другими способами (п. 3 ч. 4 ст. 35.1 Закона о рекламе, пп. "г" п. 2 Положения N 1346);
Мониторинг рекламы, по прямому указанию п. 5 ч. 1 ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ, является контрольным мероприятием, проводимым без взаимодействия с проверяемым лицом. И поэтому, согласно требованиям ч. 5 ст. 8.3 и ч. 5 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ, если мониторинг рекламы выявил нарушение требований, то проводить внеплановую проверку можно, только если эти нарушения достоверно причинили вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также привели к возникновению ЧС природного и техногенного характера либо создали непосредственную угрозу указанных последствий. Если же такого вреда нет, а нарушитель раньше не привлекался к ответственности, то ч. 5 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ требует вынести ему предостережение, а не привлекать к ответственности. Однако ФАС России придерживается позиции о праве проведения внеплановой проверки в описанной ситуации, потому что нормы ч. 4 ст. 35.1 Закона о рекламе имеют приоритет перед нормами Закона N 294-ФЗ (письмо ФАС России от 28.06.2017 N АК/43608/17).
- распоряжение руководителя (заместителя руководителя) антимонопольного органа о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В случае проведения внеплановой проверки исполнения ранее выданного предписания предметом проверки является его исполнение (ч. 21 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, п. 3.7 Регламента N 360).
Предметом проведения внеплановой проверки в связи с поступающими заявлениями о возможных нарушениях в сфере рекламы или по выявленным непосредственно сотрудниками антимонопольных органов фактов распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, является соблюдение требований Федерального закона "О рекламе.
Распорядительным документом антимонопольного органа о проведении внеплановой проверки является распоряжение руководителя или заместителя руководителя антимонопольного органа (распоряжение руководителя или заместителя руководителя ФАС России или распоряжение руководителя или заместителя руководителя соответствующего территориального органа ФАС России). Форма распоряжения приведена в приложении 4 к Регламенту N 360.
Внеплановая проверка проводится должностными лицами, указанными в распоряжении о проведении проверки:
при проведении выездной проверки - инспекцией, возглавляемой руководителем инспекции (в составе не менее трех человек, в территориальном органе - не менее двух человек);
при проведении документарной проверки - инспекцией или одним должностным лицом.
О проведении внеплановой проверки проверяемое лицо уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью E-mail, направленным по тому электронному адресу, который либо содержится в ЕГРЮЛ (ЕРГИП), либо уже ранее представлялся в антимонопольный орган (ч. 16. ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 3.33 Регламента N 360). Однако ч. 6 ст. 35.1 Закона "О рекламе" запрещает предварительное уведомление о проведении внеплановой проверки в случае, если она проводится на основании поступивших в антимонопольный орган обращений и заявлений о фактах нарушений законодательства о рекламе или на основании выявления признаков нарушений законодательства о рекламе в результате проводимого должностными лицами антимонопольного органа наблюдения. Таким образом, в большинстве случаев о проведении внеплановой проверки в сфере рекламы проверяемое лицо предварительно не уведомляется.
Если внеплановая проверка проводится в отношении члена саморегулируемой организации, то антимонопольный орган уведомляет саморегулируемую организацию о такой проверке в целях обеспечения возможности присутствия ее представителя при проведении проверки (п. 3.28 Регламента N 360).
Внеплановая проверка проводится в пределах общих сроков проведения проверок - в течение двадцати рабочих дней. В случае исключительной необходимости срок проведения внеплановой проверки может быть продлен в соответствии с распоряжением руководителя (заместителя руководителя) антимонопольного органа на срок не более чем десять рабочих дней (ч. 5 ст. 35.1 Закона о рекламе, п. 2.16 Регламента N 360).
Внеплановые проверки могут проводиться в форме документарной или выездной проверки. При этом порядок проведения и внеплановой документарной, и внеплановой выездной проверки принципиально аналогичен порядку проведения документарной или выездной проверки планового характера. В начале проведения проверки проверяемому лицу направляется (передается) запрос о представлении необходимых документов, материалов, сведений, которые проверяемое лицо должно передать уполномоченным должностным лицам антимонопольного органа для того, чтобы инспекция или уполномоченное должностное лицо могли изучить эти документы, материалы и оценить представленную информацию на соответствие законодательству о рекламе.
На внеплановые проверки не распространяется трехлетний мораторий на период 2016-2018 гг., предусмотренный для субъектов малого бизнеса (ч. 1 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). Информация о внеплановой проверке, включая её индивидуальный учетный номер, будет внесена в Единый реестр проверок, в зависимости от оснований конкретной проверки, не позднее 3 рабочих дней со дня издания приказа о ней либо не позднее 5 рабочих дней со дня её начала (см. п.п. 16, 17 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
Тема
Процедура проведения антимонопольным органом проверки в сфере рекламы
См. также
Уведомление о проведении проверки антимонопольным органом в сфере рекламы
Приказ (распоряжение) антимонопольного органа о проведении проверки в сфере рекламы
Срок проведения проверки, осуществляемой антимонопольной службой в сфере рекламы
Истребование документов при проведении антимонопольным органом проверок в сфере рекламы
Документарные проверки, осуществляемые антимонопольной службой в сфере рекламы
Выездные проверки, осуществляемые антимонопольной службой в сфере рекламы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на июнь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.